• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Осваивать инновации помогают дети

18 июля в Сиднее состоялась презентация The Global Innovation Index 2014. Соавторами работы, анализирующей уровень инновационного развития различных стран мира, стали исследователи из Вышки — первый проректор, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Леонид Гохберг и научный сотрудник ИСИЭЗ Валентина Полякова.

Российская Федерация в новом рейтинге занимает 49 место, поднявшись на 13 пунктов по сравнению с 2013 годом. Стремительное улучшение позиций России авторы исследования называют одним из наиболее заметных среди 143 стран.
В «пятерке» БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) еще три государства улучшили свои позиции: Бразилия поднялась на три места (61), Китай — на шесть (29), Южная Африка — на пять (53). Индия, напротив, понизила свои показатели на 10 позиций (76).

Сегодня инновации рассматриваются в качестве главной составляющей экономического развития. В связи с этим особую важность приобретают мониторинг инновационной активности организаций и населения и оценка показателей, характеризующих качество человеческого капитала. Такого рода исследования легли в основу The Global Innovation Index (GII) — крупного международного проекта, реализуемого под руководством  Корнельского университета, французской бизнес-школы INSEAD и Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO). Сравнение показателей GII в межстрановой перспективе позволяет выявлять сильные и слабые места экономик, которые могут быть неочевидны на национальном уровне. Анализ результатов GII является ценным источником информации при разработке инновационной политики.

GII публикуется ежегодно. Эксперты ВШЭ уже становились его соавторами в 2012 году. Нынешнее издание GII стало седьмым по счету. Одну из глав доклада, посвященную пониманию и восприятию инноваций населением и навыкам инновационной деятельности, подготовили исследователи из Вышки — Леонид Гохберг и Валентина Полякова.

В России по сравнению с рядом европейских стран-лидеров по инновационной активности предприятий (например, Германией, Люксембургом, Бельгией, Швецией), большинство населения воспринимает инновации как нечто абстрактное, оторванное от повседневной жизни. Представление о том, что инновации могут быть не только технологическими (пресловутые «гаджеты»), но и институциональными и социальными, то есть такими, которые меняют систему деловых, производственных и общественных отношений, не сформировано. Кстати, большой разрыв в восприятии инноваций наблюдается не только между Россией и Европой, но и внутри Евросоюза — между уже упомянутыми инновационными лидерами и аутсайдерами (к числу последних можно отнести Литву, Болгарию, Латвию, Румынию).

Рост интереса к инновациями в обществе обеспечивает прежде всего подрастающее поколение. Доля тех, кто начал пользоваться технологическими новинками под влиянием своих детей, выросла за восемь лет в четыре раза — с 3% до 12%

«Даже те люди, которые более или менее активно пользуются технологическими новинками, не говорят о положительных социальных эффектах инновационной деятельности, — отмечает Валентина Полякова. — Я полагаю, что этому пониманию еще предстоит сформироваться. Ведь процесс глубинных культурных изменений, на уровне ценностей, быстро не проходит. Спрос на гаджеты — только первый шаг».

Этот первый шаг российские потребители, похоже, сделали, во всяком случае данные опросов, которые приводят эксперты ВШЭ, показывают, что спрос российского населения на инновации постепенно растет. Доля тех, кто в повседневной жизни не встречается с современными техническими устройствами, с 2003 по 2011 год сократилась почти вдвое — с 21% до 12%. Рост интереса к инновациями в обществе обеспечивает прежде всего подрастающее поколение. Доля тех, кто начал пользоваться технологическими новинками под влиянием своих детей, выросла за восемь лет в четыре раза — с 3% до 12%.

«Дети влияют либо на покупательское поведение домохозяйства (например, просят что-то купить), либо на непосредственное применение имеющейся в семье техники, показывая родителям, как использовать те или иные ее возможности, — поясняет Валентина Полякова. — Кроме того, родители, осознавая необходимость формирования тех или иных навыков у детей, сами начинают осваивать различные технические устройства, чтобы им помочь. Например, в школах в начальных классах детей просят подготовить презентацию в PowerPoint. Родителям приходится вместе с ними готовить домашнее задание и разбираться в программе, если они ее не знают».

А что же «продвинутые пользователи» — те, кто знает и умеет использовать инновации не только в быту, но и в своей профессиональной деятельности, в том числе для создания новых товаров и услуг? Исследования показывают, что работники с более высоким уровнем компетенций более успешны как на этапе обоснования идеи в трудовом коллективе, так и на этапе реализации инноваций. Успешных инноваторов отличает высокий уровень так называемых электронных навыков (e-skills). Речь идет не только о способности к анализу больших массивов данных, но и о таких, казалось бы, банальных вещах, как пользование «поисковиками» и специализированным программным обеспечением или сопровождение электронных писем вложенными файлами. По каждой из этих характеристик доля успешных инноваторов превышает среднее значение по выборке на 15-20 процентных пунктов.

Меры, предпринимаемые для повышения квалификации работников, могут не только увеличить производительность их труда, но и способны привести к качественным изменениям в деятельности всей компании, отмечают авторы доклада.

Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ

См. также публикации в СМИ:

Международные эксперты отметили рост инновационного рейтинга России (INTERFAX.RU, 19.07.2014)

Инновации окрепли за год («Ведомости», 22.07.2014)

Тринадцать шагов вверх («Российская Бизнес-газета» №957 (28), 22.07.2014)

Россия повысила свой инновационный рейтинг (Finmarket.ru, 21.07.2014)

Россия вошла в 50 стран-лидеров глобального инновационного рейтинга («РБК Инновации», 25.07.2014)

Россия поднялась на 13 пунктов в рейтинге The Global Innovation Index 2014 (Сайт ТПП-Информ, 21.07.2014)

Томская область лидирует в рейтингах по научным разработкам и достижениям (Сибтерра, 29.07.2014)