• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Интервью с Михаилом Голандом на портале innovation.gov.ru

Представляем интервью с Михаилом Голандом, заведующим отделом частно-государственного партнерства в инновационной сфере ИСИЭЗ, руководителем Российской кластерной обсерватории НИУ ВШЭ. Оно появилось одним из первых на новом портале об инновациях, созданном по заказу Минэкономразвития России. Эксперт ответил на вопросы о существующих механизмах частно-государственного партнерства в инновационной сфере и дал оценку их эффективности.

Михаил Голанд
Михаил Голанд
Михаил, как Вы оцениваете развитие частно-государственного партнерства в инновационной сфере в России?

— За последние годы на уровне Президента и Правительства Российской Федерации был принят ряд решений, направленных на появление и дальнейшее развитие частно-государственного партнерства в сфере проведения научных исследований и опытно-конструкторских работ, а также коммерциализацию полученных результатов. Я бы, прежде всего, хотел отметить реализацию программ государственной поддержки технологических платформ и территориальных инновационных кластеров, а также меры по стимулированию инновационного развития крупнейших государственных компаний.

Расскажите, пожалуйста, об этих программах подробнее.

— Под технологической платформой понимается коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий и продуктов, на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития.

На сегодняшний день утверждены 32 технологические платформы по всем ключевым секторам промышленности. Цель технологической платформы — за счет координации усилий всех заинтересованных сторон, как частных, так и государственных участников, добиться прорыва на важнейших направлениях научно-технологического развития. Государство приняло решение поддерживать технологические платформы за счет активизации их участия в различных федеральных целевых программах, обсуждаются и прямые механизмы финансирования их деятельности из средств федерального бюджета.

Под территориальным инновационным кластером понимается совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием:

  • объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки в одной или нескольких отраслях;
  • механизма координации деятельности и кооперации участников кластера;
  • синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации.

В первой половине 2012 г. Минэкономразвития России был проведен конкурсный отбор, по итогам которого был составлен перечень из 25 кластеров. При этом перечень разбит на две группы: первая группа, состоящая из 14 кластеров, имеющих наиболее проработанные программы развития, получит прямую поддержку из федерального бюджета, а вторая — нет. Но при этом кластеры обеих групп получат упрощенный доступ к средствам, выделяемым по федеральным целевым программам, по федеральной адресной инвестиционной программе, по программе поддержки малого предпринимательства Минэкономразвития России. Также предполагается стимулировать активное взаимодействие кластеров с институтами развития.

Что касается стимулирования крупных компаний к инновационной деятельности, то в этом вопросе ключевую роль сыграли поручения Президента и Правительства по разработке этими компаниями специальных программ инновационного развития. Программы направлены на повышение инновационной активности госкомпаний, на качественный рост расходов на исследования и разработки, модернизацию производства, активизацию сотрудничества с высшими учебными заведениями, научными организациями, малыми инновационными предприятиями.

Как Вы оцениваете эффективность деятельности упомянутых Вами технологических платформ и инновационных кластеров?

— Я думаю, оценивать эффективность кластеров пока преждевременно. Прошло около года с момента формирования перечня пилотных инновационных кластеров, во многих субъектах Российской Федерации еще не сформированы региональные программы поддержки кластеров, не выделены федеральные средства, предназначенные для содействия реализации их программ развития.

С технологическими платформами ситуация несколько иная. С момента их создания прошло уже более двух лет, настало время спрашивать о достигнутых результатах. По моему мнению, наряду с успешными и уже зарекомендовавшими себя платформами, например, «Глубокая переработка углеводородных ресурсов», существуют и те, которые за отведенное им время не сделали практически ничего для консолидации потенциала их участников. И в этом случае надо принимать жесткие решения, вплоть до смены руководителей этих платформ или исключения их из перечня.

При поддержке Минэкономразвития России разработан специализированный портал. Насколько, по Вашему мнению, он необходим для участников частно-государственного партнерства в инновационной сфере, для тех же технологических платформ, территориальных кластеров, крупнейших государственных компаний, реализующих программы инновационного развития?

— Мне удалось ознакомиться с информацией, размещенной на портале. Могу отметить, что необходимость в создании такой площадки давно возникла. Я думаю, она должна дать новые возможности кооперации для участников технологических платформ и территориальных кластеров и будет содействовать активизации инновационной деятельности в России. 

Оригинал опубликован на Едином информационно-аналитическом портале государственной поддержки инновационного развития бизнеса (innovation.gov.ru)