• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

News

Как инновации из состава преступления превратились в формулу успеха

Сегодня мы возлагаем на инновации большие надежды, связывая с ними улучшение благосостояния и ускорение экономического роста. Однако восприятие инноваций в обществе не всегда было положительным. Какие соображения существовали по их поводу в былые века? И что современный человек имеет в виду, используя слово «инновация»? Об этом в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» рассказал в своей лекции доцент ИСИЭЗ ВШЭ Константин Фурсов.



«Карьерный путь» инноваций

Впервые об инновациях широко заговорили в Европе в XIII веке. При этом термин, как правило, использовался в юридической практике, чтобы зафиксировать какие-либо изменения в законодательстве или контрактных (договорных) отношениях. Ключевым в определении был факт введения некоторой новизны. Однако отсутствие четкого вектора предлагаемых изменений позволяло довольно свободно трактовать термин.

Как показывает пример из истории Англии, в политическом контексте инновации далеко не всегда воспринимались в позитивном ключе, а инноватор мог запросто лишиться головы. В период реформации англиканской церкви, когда на престол взошел Карл I, наследник короля Якова I, то попытался в целях объединения королевства (прежде всего Англии и Шотландии) провести очередную церковную реформу. Для этого он обратился к епископу Кентерберийскому с просьбой поддержать «инновационную» идею о единстве англиканской церкви. Эта инициатива вызвала серьезное сопротивление со стороны пуритан. Против епископа выступил клирик Генри Бертон, обвинив его в инноваторстве и попытке разрушить хрупкий церковный порядок. Однако довольно быстро оружие Генри Бертона было направлено против него самого. На обвинения Бертона церковь ответила, что целью реформы является возврат к истокам, традициям и реставрация вековых правил и ритуалов, а предложения Бертона, напротив, приведут к инновациям. Этот исторический пример, детально описанный в работе канадского историка науки Бенуа Годена, демонстрирует, что понимание термина «инновации» очень сильно зависело от контекста и тех смыслов, которыми оно было наполнено в конкретную историческую эпоху.

Вплоть до начала XX века термин «инновации» носил негативную окраску. Инновации связывали, прежде всего, с  очередными переменами в жизни, причем изменениями любого рода. Перемен опасались, поэтому любой человек, чье мнение сильно отличалось от некоторой установленной на тот момент нормы, мог быть легко обвинен, например, в ереси. С развитием науки ситуация начала радикально меняться. Реформация подошла к своему логическому завершению, наука сделала решительный скачок вперед и отношение к инновационной деятельности изменилось. На первый план вышли идеи изобретательства, новых промышленных технологий, которые в значительной степени изменили облик Европы и способствовали появлению капитализма. Однако надо сказать, что, утратив однозначно негативную коннотацию, термин «инновации» не расширил круг своих значений в сторону положительных, и в какой-то момент практически исчез из оборота, вплоть до 30-х годов XX столетия.

Одним из первых теоретиков, занимающихся изучением инноваций, точнее причин экономического роста и роли инноваций в нем, стал австрийский экономист Йозеф Шумпетер. Он исходил из предпосылки о том, что основу экономического роста составляет предпринимательская деятельность. Главный вопрос для Шумпетера стоял так: как отличить успешного предпринимателя от неуспешного? Пытаясь разобраться в сути предпринимательской деятельности, ученый заметил: те предприниматели, которые в свою повседневную работу вносят творческий элемент и предлагают какое-то новое решение, часто оказываются в выигрыше, завоевывают новые рынки и обеспечивают экономические прорывы.

Виды инновационной деятельности по Шумпетеру

Йозеф Шумпетер выделял пять видов инновационной деятельности, или пять отличительных черт хорошего предпринимателя. Во-первых, успешный предприниматель выводит на рынок товар или услугу, которых не было раньше. Во-вторых, он производит старый продукт лучше своих конкурентов за счет изменения технологии производства. В-третьих, открывает новые рыночные ниши. В-четвертых, он может получить либо завоевать новый источник сырья или материалов, который может быть еще никем не освоен. Наконец, он придумает, как усовершенствовать процесс организации производства, например, так, что работники успеют сделать за день больше обычного.

Пять видов инновационной деятельности, по мнению Шумпетера, позволяют экономить ресурсы, оптимизировать процессы производства, выводить на рынки новые продукты, открывать новые возможности. Движение вперед можно описать в терминах «созидательного разрушения», то есть внедрение инновации позволяет предпринимателю изменить существующее на рынке равновесие, извлекая из этого дополнительную прибыль. Идеи Шумпетера встретили оживленный интерес в научном сообществе, и в скором времени была предложена так называемая «линейная модель» инноваций (инновационного цикла), согласно которой в основе любой инновационной деятельности лежит изобретение, полученное в результате научного исследования или экспериментальной разработки. С точки зрения экономистов времен Шумпетера, изобретение — результат, прежде всего, исследовательской деятельности. Не стоит забывать, что в начале XX века наука переживала бум своего развития. Ее значимость поддерживают национальные лаборатории, мировые державы выделяют на проведение исследований значительные финансовые ресурсы. От науки ждут новых прорывных технологий, поэтому исследования и разработки признаются первой ступенью в инновационном цикле.

Инновация ассоциируется сегодня с пользой, которую она приносит, и в этом смысле инновация прошла долгий путь от абстрактного изменения к рациональному решению

Стоит отметить, что изучая инновационный процесс, теоретики сделали ряд важных наблюдений. С одной стороны, не всякое изобретение станет инновацией, не все новое найдет спрос у потребителя. С другой — не всякая инновация должна быть основана на изобретении. Эти существенные замечания теоретиков подорвали идею линейной модели инноваций и переместили фокус внимания на альтернативные источники инновационного роста. Однако линейная модель в какой-то степени позволила увидеть процесс инновационной деятельности целиком, поэтому стала основой для экономических и статистических измерений.

Первые сравнительные исследования инновационной деятельности были проведены в 1980-х годах, а в 1997 году идеи Шумпетера и других теоретиков были зафиксированы в «библии» исследователей инноваций — «Руководстве Осло». Разработчиками руководства стала группа стран ОЭСР, а также некоторые государства Европы. В «Руководстве» впервые дано формальное определение инновации как конечного результата инновационной деятельности, который получил воплощение в виде нового или значительно усовершенствованного продукта, производственного процесса, организационного или маркетингового метода.

Виды инноваций согласно «Руководству Осло»

Отныне инновации было предложено разделить на три вида. Первый вид — технологические инновации. К ним относится все, что связано с процессами автоматизации или улучшения производства. Например, замена ручного труда на машинный. Технологические инновации включают в себя два подвида — процессные (улучшают процесс производства) и продуктовые (результат процессных улучшений).

В «Руководстве Осло» было установлено, что инновационным продукт считается в течение первых трех лет после выхода на рынок. Однако критерий новизны, по сути, очень условен. Например, компания, которая никогда не выпускала мобильных телефонов и вдруг решила запустить подобное производство, будет считаться инновационной. Потому что такая компания впервые взялась за производство телефонов. И обратный пример: можно всю жизнь производить телефоны и в какой-то момент выпустить новую модель, которой еще не было на рынке, и вас также назовут инноватором. Существует и промежуточный вариант — компания, которая первой в своей стране произвела мобильник с большим экраном (в мире предостаточно телефонов с таким экраном, но если у себя в стране вы первыми стали их делать, значит вы — инноватор). Поэтому в статистической практике инновации предлагают дополнительно различать по уровню новизны — новые для фирмы, страны или мира.

Второй вид — организационные инновации. Речь идет о реализации каких-то новых методов ведения бизнеса — всего того, что позволяет сделать рабочий процесс более эффективным. Например, новые формы распределения ответственности на работе, введение форм дополнительного поощрения и так далее.

И наконец, последний вид — маркетинговые инновации. К ним относится все, что позволяет еще лучше удовлетворить потребности потребителей. Например, сок с новым вкусом. К этому виду инноваций также относятся новые схемы продаж, ребрендинг, развитие программ лояльности (дисконтные, клубные карты) и прочее.

Кто и почему становится инноватором

Когда сегодня мы говорим об инновациях, мы подразумеваем в первую очередь их экономическую составляющую, то, что принесет организации дополнительную прибыль или позволит более эффективно работать. Однако далеко не каждая компания занимается инновациями. Почему? Потому что многие инновации требуют очень серьезных финансовых вложений, и нет никакой гарантии, что инновационный продукт вызовет должный интерес у покупателей. Возникает вопрос: если многие компании опасаются связываться с инновациями, то кто еще их производит?

Ответ на этот вопрос нашел профессор Массачусетского технологического института (MIT) Эрик фон Хиппель. Он ввел понятие «пользовательских инноваций» (user innovation). Гуляя по университету еще в юношеском возрасте и наблюдая за работой своих будущих коллег, он заметил, что ученые постоянно конструируют новые устройства. В ответ на вопрос, зачем им это, он выяснил, что для определенных экспериментов нужного оборудования попросту не производят или имеющиеся приборы недостаточно совершенны и не позволяют в достаточной мере ответить на исследовательские вопросы. Позднее, вспоминая этот эпизод, Эрик фон Хиппель высказал мысль о том, что основным генератором инноваций должен быть тот, кто их использует, то есть пользователь. При этом важно понимать, что пользователем может быть не только конкретный человек, но и фирма, профессиональное или любительское сообщество.

В отличие от компаний, для которых вывод на рынок нового продукта сопряжен с финансовым риском, пользователи не так заинтересованы в получении прибыли, им важно решить свою проблему. В качестве примера появления пользовательской инновации Хиппель приводил аппарат искусственного кровообращения, который изобрел американский хирург Джон Гиббон, пытаясь найти решение проблемы детской смертности во время сложнейших операций.

От 10 до 40% всех инноваций создаются для пользователей в самых разных областях: медицина, оборудование для библиотек, спорт, потребительские товары, банковские услуги и так далее. Пользователи знают, чего хотят и могут это сделать, им не нужно скрывать свои решения и они охотно делятся информацией. В советское время, например, один туристический клуб разработал и сделал новую модель байдарки (каркасно-надувную), которая за счет большей легкости и маневренности позволяла гораздо лучше проходить пороги, а значит — выигрывать соревнования. Тогда идею разработчиков не поддержали, но сейчас небольшие частные фирмы, основанные выходцами советских туристических клубов, производят эти супербайдарки.

«Инновация — понятие многогранное, в самом простом современном понимании — это какой-то новый продукт, решение или услуга. И совсем не обязательно, что данное решение будет результатом глубоких научных исследований, возможно, это будет пользовательская инновация. В любом случае, инновация ассоциируется сегодня с пользой, которую она приносит, и в этом смысле инновация прошла долгий путь от абстрактного изменения к рациональному решению.  Сегодня инноватором может стать практически любой человек, многим из нас наверняка приходилось модифицировать или улучшать купленный продукт, адаптируя его под свои нужды и потребности. Конечно, подобные, "домашние", инновации вряд ли могут выйти на большие рынки, но, тем не менее, именно с их помощью каждый из нас сам себе немного улучшает жизнь», — заключил Константин Фурсов.

Анастасия Чумак, для портала НИУ ВШЭ