• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

News

Новые горизонты партнерства России и Евросоюза в сфере науки

5 марта 2013 года Центр международных проектов ИСИЭЗ НИУ ВШЭ провел международный круглый стол «Формирование предложений по повышению эффективности научно-технического сотрудничества Россия — ЕС».

Круглый стол в Высшей школе экономики прошел в рамках стартовавшего в декабре прошлого года проекта «Анализ существующих механизмов сотрудничества Российской Федерации с Европейским союзом в научно-технической сфере и разработка новых подходов и инструментов сотрудничества на период 2014—2020 годов». Реализуется проект на средства ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2013 годы».

В мероприятии приняли участие члены Международного экспертного совета по оценке качества реализации проекта, а также представители Минобрнауки РФ, Минэкономразвития РФ, Представительства ЕС в России, РАН, российских и зарубежных фондов и научных центров: РФФИ, РГНФ, Немецкого научно-исследовательского сообщества (Deutsche Forschungsgemeinschaft, DFG), французского Национального центра научных исследований (Centre National de la Recherche Scientific, CNRS), Международного бюро Федерального министерства образования и науки Германии (Internationalen Büros des Bundesministeriums für Bildung und Forschung, IB-BMBF), австрийского Центра социальных инноваций (Zentrum für Soziale Innovation, ZSI), Академии Финляндии и др., ведущих вузов, национальных контактных точек (НКТ), технологических платформ.

«Перепрограммирование» научно-технического партнерства между Россией и ЕС

В наступившем году завершаются ключевые программы, в рамках которых в течение семи лет осуществлялась поддержка научно-технического сотрудничества между Россией и Евросоюзом, — 7-я Рамочная программа по научным исследованиям и технологическому развитию ЕС (2007—2013 годы) и ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2013 годы». В следующем году на смену им придут более масштабные инициативы: со стороны ЕС — программа «Горизонт-2020», со стороны России — Государственная программа РФ «Развитие науки и технологии» на 2013—2020 годы (в ее состав будут включены, в частности, и новые версии ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2013 годы» и ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009—2013 годы»).

Данные «программные» изменения обусловливают необходимость обсуждения возможностей дальнейшего развития научно-технической кооперации между Россией и ЕС, выработки предложений по ее усовершенствованию, формированию новых механизмов сотрудничества. Обсуждению этих вопросов и был посвящен состоявшийся круглый стол.

Как отметил, открывая заседание, первый проректор Высшей школы экономики, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Леонид Гохберг, результаты дискуссии будут учтены при разработке дорожной карты по повышению эффективности научно-технической кооперации между Россией и Европейским союзом и совершенствованию конкретных механизмов партнерства. Предполагается, что дорожная карта будет вписана в обсуждаемую сейчас новую модель научно-технической политики Российской Федерации, которая, как известно, во многом определяет эффективность сотрудничества России с ЕС.

Виктор Смирнов: «Курс на модернизацию экономики требует новых подходов к взаимодействию сторон, ориентированных на конкретные результаты. Эти подходы можно реализовать в рамках совместных инициатив по линии программ “Горизонт-2020” и “Развитие науки и технологий”»
Виктор Смирнов: «Курс на модернизацию экономики требует новых подходов к взаимодействию сторон, ориентированных на конкретные результаты. Эти подходы можно реализовать в рамках совместных инициатив по линии программ “Горизонт-2020” и “Развитие науки и технологий”»

Заместитель директора Международного департамента Минобрнауки РФ России Виктор Смирнов, отмечая в целом положительную динамику развития российско-европейского сотрудничества в научно-технической сфере, подчеркнул необходимость координации механизмов финансирования научных исследований в рамках новых программ, адаптации существующих и выработки новых механизмов партнерства.

На подходе — Европейско-Российский год науки

Рамочная программа «Горизонт-2020»— главная программа ЕС по научным исследованиям и инновациям на 2014—2020 годы (будет осуществляться на основе двухлетних рабочих программ). Новая масштабная инициатива Евросоюза нацелена на решение трех блоков приоритетных задач: 1) Excellent science — укрепление позиций ЕС среди ведущих научных держав мира путем генерирования передовых знаний; 2) Industrial leadership — достижение индустриального лидерства и поддержка бизнеса, включая малые и средние предприятия инновационной сферы); 3) Societal challenges — решение социальных проблем в ответ на вызовы современности, определенные в стратегии «Европа-2020», с помощью реализации всех стадий инновационной цепочки. Значимым отличием новой программы станет то, что для каждого приоритетного направления будут заданы важнейшие параметры развития в перспективе нескольких лет.

Предполагается, что программа «Горизонт-2020» устранит недочеты, выявленные по итогам оценки предыдущих рамочных программ, способствуя, в частности, расширению участия определенных категорий организаций и групп исследователей. Новая программа будет открыта для международных научных центров, в том числе из России. Для каждого из глобальных вызовов и ключевых технологий, обозначенных в ней, будут разработаны тематические многолетние планы кооперации, на основе которых, в свою очередь, будут сформированы географически ориентированные дорожные карты международного научно-технического сотрудничества.

В отличие от предыдущих рамочных программ, «Горизонт-2020» не предусматривает автоматического финансирования участия Бразилии, Китая, Индии, Мексики и России, которые, в соответствии с новыми правилами, приравниваются к развитым странам.

С планами Евросоюза относительно перспектив и основных направлений научно-технической кооперации с российскими организациями участников круглого стола ознакомила Мария Пуцелева, сотрудник отдела по науке и технологиям Представительства ЕС в России, огласив презентацию Ричарда Бургера, советника Представительства.

Свое выступление Мария Пуцелева начала с обзора коммюнике «Укрепление и определение приоритетов международного сотрудничества ЕС в сфере исследований и инноваций: стратегический подход» (“Enhancing and Focusing EU International Cooperation in Research and Innovation: а Strategic Approach”), принятого в сентябре 2012 года Европейской комиссией. В документе подчеркивается необходимость расширения взаимодействия со странами за пределами Евросоюза, сотрудничества по ключевым приоритетам ЕС и повышения открытости европейских исследовательских программ для участия «третьих стран» (не входящих в ЕС и не являющихся ассоциированными членами рамочных программ).

Основным инструментом реализации новой стратегии должна стать программа «Горизонт-2020», запланирован и целый ряд совместных инициатив с участием отдельных стран — членов Евросоюза. Стратегией также предусмотрена разработка многолетних программ сотрудничества с ключевыми странами и регионами — партнерами ЕС.

Россия фактически является самой успешной «третьей страной» в европейских программах поддержки исследований. Так, в 7РП участвуют 440 российских организаций в рамках 264 грантовых соглашений с общим объемом финансирования 60 миллионов евро.

ЕС готов к более интенсивной научно-технической кооперации и, в частности, к обсуждению организации совместных инициатив по принципу top down, таких как совместные и скоординированные конкурсы. России, в свою очередь, желательно выработать более гибкий механизм финансирования участия своих организаций в «Горизонте-2020» (и других европейских исследовательских программах) по принципу bottom up. В этой связи Европейская комиссия изучила государственную программу РФ «Развитие науки и технологий» на 2013—2020 годы, и намерена подробнее узнать о возможностях научно-технической кооперации в рамках новых федеральных целевых программах, сменяющих ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2013 годы» и ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009—2013 годы».

Завершая свое выступление, Мария Пуцелева напомнила участникам круглого стола о том, что на последнем саммите Россия — ЕС, состоявшемся в декабре 2012 года в Брюсселе, европейские и российские лидеры объявили 2014 год годом науки Европейского союза и России. На будущий год запланирован ряд совместных масштабных мероприятий — конференций, семинаров, встреч на высоком уровне. Предполагается, что по его итогам наша страна в перспективе будет еще более активно представлена в действующих программах ЕС по развитию исследований и технологий.

Инициативы государства по стимулированию инноваций

Павел Рудник: «Территориальные инновационные кластеры — новый перспективный инструмент международного сотрудничества в инновационной сфере»
Павел Рудник: «Территориальные инновационные кластеры — новый перспективный инструмент международного сотрудничества в инновационной сфере»
Новым механизмам сотрудничества России и ЕС в инновационной сфере было посвящено выступление заместителя директора Департамента инновационного развития Минэкономразвития России Павла Рудника.
После краткого обзора основных инструментов, применяемых в рассматриваемой сфере, докладчик подробно остановился на тех возможностях, которые открывают для взаимодействия с европейскими партнерами такие коммуникационные инструменты, как технологические платформы (ТП) и инновационные территориальные кластеры. Несмотря на то что оба инструмента введены в практику сравнительно недавно (инициатива по ТП развивается с 2010 года, первые 25 инновационных кластеров утверждены в 2012 году), у ряда техплатформ и кластеров уже есть успешный опыт взаимодействия с европейскими партнерами, в том числе при посредничестве Минэкономразвития России.

В настоящее время функционируют 32 технологические платформы, в состав которых входят более 2500 ведущих организаций (научных, образовательных, промышленных), созданных по наиболее перспективным направлениям научно-технологического развития в целях формирования и реализации стратегических программ исследований, решения важнейших задач в сфере науки.

Программы развития 25 инновационных территориальных кластеров реализуются при финансовой поддержке федерального и региональных бюджетов. Благодаря значительному научно-техническому потенциалу, сконцентрированному в кластерах, на их базе могут быть реализованы целые инновационные цепочки — от подготовки кадров, выполнения НИР до внедрения их результатов.

В числе механизмов дальнейшего сотрудничества по линии техплатформ — заключение соглашений о сотрудничестве, обсуждение и координация направлений исследований и разработок, проведение совместных Форсайт-исследований и других мероприятий. Программы развития кластеров предусматривают поддержку международного взаимодействия, в частности в таких направлениях, как обучение управленческих команд российских кластеров в европейских вузах, привлечение европейских экспертов к консультированию по вопросам разработки общих проектов, проведение совместных мероприятий и т. д.

Павел Рудник особо отметил роль межведомственного взаимодействия при реализации инновационной политики, в частности, в рамках созданного в 2012 году Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России и двух межведомственных комиссий (МВК), образованных в рамках деятельности Совета, — МВК по реализации стратегии инновационного развития и МВК по технологическому развитию.

В настоящее время Минэкономразвития России завершает разработку нового интернет-портала, одна из целей которого — информирование европейских партнеров о российских программах и инициативах в сфере инноваций.

Заместитель директора Департамента Европы Минэкономразвития Сергей Красильников кратко рассказал о реализуемой с 2010 года программе «Партнерство для модернизации». По его словам, достижения программы охватывают широкий спектр областей сотрудничества и создают позитивную повестку дня в российско-европейских отношениях. Среди приоритетных направлений взаимодействия — расширение совместных инвестиций и трансфер технологий, образование и подготовка кадров, регулирование бизнеса, включая техническое регулирование и стандартизацию.

С российской стороны программу координирует заместитель министра экономического развития Алексей Лихачев, со стороны ЕС — директор по России Европейской внешнеполитической службы Гуннар Виганд. Взаимодействие осуществляется в рамках 16 отраслевых диалогов, а также в формате расширенных встреч, приуроченных к саммитам Россия — ЕС. Динамику сотрудничества России и Евросоюза в данном формате Сергей Красильников оценил положительно. На будущее намечены следующие шаги: разработка дорожной карты взаимодействия с учетом обозначенных выше приоритетов и соответствующая трансформация рабочего плана (перечня основных проектов) программы. Данную работу планируется завершить к декабрю этого года.

Инвентаризация инструментов партнерства

Анна Пикалова представила результаты анализа 30 инструментов сотрудничества России и ЕС в сфере науки, проведенного Высшей школой экономики
Анна Пикалова представила результаты анализа 30 инструментов сотрудничества России и ЕС в сфере науки, проведенного Высшей школой экономики
Итогам инвентаризации механизмов сотрудничества РФ и ЕС в научно-технической сфере, выполненной в рамках проекта «Анализ существующих механизмов сотрудничества Российской Федерации с Европейским союзом в научно-технической сфере и разработка новых подходов и инструментов сотрудничества на период 2014—2020 гг.», было посвящено выступление директора Центра международных проектов ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Анны Пикаловой.

Докладчица отдельно остановилась на обсуждаемом в настоящее время вопросе о необходимости пересмотра Соглашения между Россией и Европейским союзом в области науки и технологий. По ее мнению, действующий документ отражает как приоритетные направления развития РФ в научно-технической сфере, определенные Указом Президента РФ «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и перечня критических технологий» № 899 от 7 июля 2011 года, так и приоритеты научно-технологического развития, указанные в программе «Горизонт-2020». Не создает он и каких-либо барьеров для эффективного сотрудничества между Россией и ЕС в рамках имеющихся на сегодняшний день приоритетов — ни в настоящее время, ни на ближайшую перспективу. В статье 4 документа зафиксирована фраза «Другие направления могут добавляться к этому списку после рассмотрения и рекомендаций совместного комитета Россия — Европейское сообщество», что дает возможность формирования других взаимовыгодных областей кооперации при возникновении такой необходимости. Но если говорить о более масштабных стратегических направлениях взаимодействия, то данный документ в перспективе требует доработки.

Директор Центра международных проектов ИСИЭЗ представила результаты проведенного экспертами Высшей школы экономики анализа 30 существующих инструментов сотрудничества, включая институционально-правовую основу кооперации, дорожные карты, рабочие органы и др.

Среди инструментов, имеющих наибольший потенциал для активизации сотрудничества, Анна Пикалова отметила следующие: Постоянный совет партнерства (при условии регулярного проведения заседаний), Совместный комитет Россия — ЕС по научно-техническому сотрудничеству (при условии расширения круга экспертов, привлекаемых к формированию повестки дня, в том числе из профильных агентств, министерств и т. д.), совместные рабочие группы Россия — ЕС (при условии расширения их деятельности на постоянной основе), российские национальные контактные точки 7РП (при условии расширения спектра их деятельности, изменения схемы финансирования, а также создания НКТ по вопросам законодательства, финансирования и согласования механизмов отчетности). Докладчица подчеркнула высокую эффективность новых механизмов сотрудничества, апробированных в ходе двух пилотных конкурсов ERA-NET.RU и скоординированных конкурсов (конкурсы, в которых обе стороны — Россия и ЕС — утверждают их тематику и финансируют участие российских и европейских исследователей в совместных проектах).

Вместе с тем на пути успешной реализации указанных механизмов существуют определенные препятствия. По словам Анны Пикаловой, это, прежде всего: недостаточная информационная поддержка проведения конкурсов; несогласованность сроков подачи заявок, начала реализации проектов, предоставления отчетности с российской и европейской сторон; трудности с коммерциализацией результатов проектов, проблемы с экспертной оценкой проектов и др.

О правовых и административных препонах, сдерживающих участие российских исследователей, в частности, в программе «Горизонт-2020», рассказала директор Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ Анна Гутникова. Основное препятствие проистекает из статьи 7-й проекта Регламента Европейского парламента и Совета об учреждении данной рамочной программы. Согласно данной статье, российские научные коллективы могут участвовать в программе только при выполнении условий софинансирования проектов со стороны РФ. Однако в настоящий момент отсутствует адекватное нормативное регулирование финансирования НИР и ОКР за счет бюджетных средств. В этой связи российской стороне предстоит серьезная работа по пересмотру и адаптации к новой конфигурации программ научно-технического сотрудничества с ЕС основных инструментов финансирования НИОКР в России — договоров о выполнении НИОКР, субсидий, предоставляемых государственными органами, и финансирования через государственные фонды поддержки научной и научно-технической деятельности.

Вопросы к обсуждению: финансовые ограничения и глобальные вызовы

Леонид Гохберг: «Результаты дискуссии будут учтены при разработке дорожной карты по повышению эффективности научно-технической кооперации между Россией и ЕС»
Леонид Гохберг: «Результаты дискуссии будут учтены при разработке дорожной карты по повышению эффективности научно-технической кооперации между Россией и ЕС»
Во второй части круглого стола состоялась дискуссия, в рамках которой участники обменялись мнениями по наиболее актуальным вопросам развития научно-технической кооперации между Россией и Европейским союзом.

Леонид Гохберг высказал мнение о необходимости принятия мер, способствующих усилению комплементарности научно-технической политики России и ЕС, а также адаптации программ европейских научных фондов к новым российским реалиям. Российской стороне, полагает первый проректор Вышки, при разработке дорожной карты по повышению эффективности сотрудничества с Евросоюзом в сфере науки и инноваций необходимо, в дополнение к традиционным институтам (Минобрнауки России, Минэкономразвития России, научные фонды и т. д.), сделать акцент на децентрализацию механизмов сотрудничества и развитие потенциала новых инструментов госполитики — инновационных кластеров и эффективно функционирующих технологических платформ.

По мнению многих участников дискуссии, сотрудничеству с ЕС в сфере науки мешают, прежде всего, различные финансовые условия для европейских и российских партнеров, привязка к финансовому году для российских участников и др.

Комментируя выступление Анны Гутниковой, Павел Рудник согласился с важностью проработки специализированных механизмов финансирования НИОКР в рамках совместных проектов и отметил, что в разрабатываемой в настоящее время Концепции новой ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014—2020 годы» прописаны, в частности, и правила предоставления субсидий с 2014 года. Он рекомендовал коллегам из Минобрнауки России использовать это окно возможностей.

Профессор-исследователь ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Озчан Саритас перевел дискуссию к тематике глобальных вызовов и трендов. Именно их, по его мнению, следует в первую очередь учитывать при выработке конкретных механизмов международного сотрудничества в научно-технической сфере и создании эффективных политических инструментов для решения насущных проблем современности.

Развивая выступление Озчана Саритаса о роли глобальных вызовов при формировании повестки научно-технической политики, Леонид Гохберг подчеркнул значимость анализа ее адекватности социально-экономическим приоритетам (особенно в контексте ведущейся в ЕС дискуссии о пересмотре подхода к их определению и переориентации от тематических приоритетов к социально-экономическим). Леонид Гохберг также отметил важность выработки совместных приоритетов научно-технического развития в рамках программы «Партнерство для модернизации».

Обсуждение затронутых на круглом столе вопросов будет продолжено на XIV Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в рамках семинара «Глобальные тренды в области государственного инвестирования в сферу исследований и разработок — формирование, создание и управление центрами превосходства» (4 апреля 2013 года, НИУ ВШЭ), а также в рамках семинара «ERA.Net RUS Thematic Roadmapping Workshop» (16—17 мая 2013 года, НИУ ВШЭ).

Презентации
Анны Пикаловой: Inventory of Existing Procedures and Instruments of Russia-EU S&T Cooperation (pdf)
Анны Гутниковой: Правовые и административные барьеры, препятствующие эффективной кооперации России и ЕС в сфере научной и научно-технической деятельности (pdf)

Материал подготовила Елена Насыбулина