Робототехника России: шаг в ближайшее будущее

Анастасия поделилась своим мнением, подчеркнув, что промышленные роботы становятся все более интеллектуальными и тем самым способствуют процессу создания автономных производств. Она также отметила важность сохранения человеческого фактора в сферах, где требуется эмоциональное взаимодействие, и раскрыла этические аспекты роботизации.
Сергей Малоземов: Анастасия, как вам кажется, роботы будущего будут скорее похожи на человека или все-таки это будут конструкции, которые совсем ничего общего с нами не имеют?
Анастасия Малашина: Я думаю, что все-таки стоит говорить о промышленных роботах, потому что их перспективы на данный момент наиболее отчетливо проявляются. Роботы в промышленности переходят от просто механических рук к более автономным и интеллектуальным устройствам. Эта тенденция на интеллектуализацию и автономную работу начинает проявляться все больше, вплоть до создания безлюдных производств.
Сергей Малоземов: А как вы считаете, роботы смогут полностью заменить человека в будущем?
Анастасия Малашина: Если говорить о России, то пока промышленность недостаточно автоматизирована, и меры господдержки, которые реализуются до 2030 года, направлены на развитие роботизации. Однако внедрение роботов требует обслуживания, ремонта и переобучения персонала, поэтому многие предприятия не готовы вкладываться в автоматизацию. Экономически целесообразно внедрять роботов только там, где человек не может достичь такой же точности, как при сборке микросхем или сварке.
Сергей Малоземов: Фактор нехватки рабочей силы, он же тоже является экономически важным, и внедрение роботов уже экономически оправдано?
Естественно, это будет драйвером автоматизации ближайшие несколько лет. Особенно это затронет отдаленные регионы России, такие как Дальний Восток, где численность и плотность населения исторически низкие. Плюс, наблюдается миграция в соседние регионы, и там производства сталкиваются с выраженной нехваткой рабочей силы. Роботизация для них может действительно стать выходом, чтобы компенсировать нехватку людей.Анастасия Малашина:
Сергей Малоземов: Как вы относитесь к идее полной роботизации сферы услуг?
Анастасия Малашина: Сфера услуг — это не только технологии, но и эмоциональное взаимодействие. Роботы могут выполнять рутинные задачи, но заменять человека в общении, например, в кафе или поликлинике, не всегда целесообразно. Важно сохранить баланс между автоматизацией и человеческим фактором.
Полная запись подкаста доступна на официальном сайте Российского общества «Знание».
- Коботы для взаимодействия с человеком
- Интеграция искусственного интеллекта
- Цифровые двойники
- Автономные мобильные роботы
- Виртуальная и дополненная реальность (VR/AR)
- Мобильные манипуляторы (MoMas)
- Высокоточные роботы
- Роевой интеллект
- Роботы с повышенной грузоподъемностью
- Роботы для освоения космоса