Открытость корпоративной науки в российском хайтеке
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ изучил кооперационные стратегии предприятий высокотехнологичных отраслей российской промышленности при реализации исследований и разработок, оценив интенсивность и значимость привлечения различных контрагентов.
Основные партнеры по кооперации
Исследования и разработки — важная часть бизнеса российских предприятий в высокотехнологичных и среднетехнологичных отраслях высокого уровня обрабатывающей промышленности. В 2022–2024 гг. их выполняли 94,8% инновационно активных организаций. Для них развитие корпоративной науки напрямую связано с успехом реализации инновационного потенциала: способность производить новую для рынка продукцию и встраиваться в глобальные цепочки создания стоимости коррелирует с затратами на исследования и разработки.
Абсолютное большинство предприятий в российском хайтеке, осуществляющих инновационную деятельность (93,2%), взаимодействуют с внешними организациями в целях проведения совместных исследований и разработок. Распространенной формой кооперации является сотрудничество внутри цепочки поставок, прежде всего с поставщиками сырья, материалов и комплектующих (76,5%) и клиентами (74,5%), а также с предприятиями-смежниками (74,3%) (рис. 1). При этом более половины компаний высоко оценили вклад участников жесткой вертикальной кооперации в укрепление научно-технологического потенциала бизнеса.

Интенсивность взаимодействия с сектором производства знаний также достаточно высока: вузы и научные организации (научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и др.) выступают важным стратегическим партнером для предприятий высокотехнологичных отраслей российской промышленности (более 65% по каждой группе). Примечательно, что лишь около трети организаций дают позитивную оценку значимости совместных проектов по выполнению исследований и разработок, примерно столько же предприятий остались недовольны взаимодействием с вузами (32,5%).
Инновационная культура и открытость
Уровень зрелости инновационной культуры предопределяет открытость инновационных стратегий в российском хайтеке (табл. 1). Среди опрошенных предприятий более половины стратегически нацелены на интенсификацию инновационных процессов и повышение восприимчивости сотрудников к инновациям (51–62,9% в зависимости от приоритета). При этом из них абсолютное большинство (более 90%) инвестируют в исследования и разработки и привлекают сторонние организации для их совместной реализации.

Вне зависимости от типа партнера в совместном выполнении исследований и разработок преимущественно заинтересованы предприятия, нацеленные на максимально активное использование внешних каналов получения информации и идей, для которых инновации — стратегический приоритет, а портфели инновационных проектов тесно связаны с целями развития. Кроме того, взаимодействие с контрагентами способствует диверсификации рисков отрицательных результатов научно-исследовательских проектов и разработок, а также стимулирует интерес к кооперации со стороны предприятий, регулярно осуществляющих высокорисковые инновационные проекты.
Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Мониторинга инновационного поведения предприятий; результаты проекта «Национальная инновационная система 2.0: вовлечение ключевых акторов в трансформационные процессы» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Валерия Власова и Николай Чичканов
Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»:
«Динамика и структура промышленного производства России»
См. также: