Индия усиливает поддержку ключевых технологий

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал направления ассигнований, связанных с научно-технологическим развитием, запланированных правительством Индии на 2025/26 финансовый год.
Приоритеты научно-технологического развития Индии,
«Научный поток» и другие меры поддержки исследований в Индии.
Объем бюджетных ассигнований Индии на науку и технологии на 2025/26 финансовый год увеличился на 31,6% по сравнению с предыдущим периодом — до 1,5 трлн рупий (1,4 трлн руб.)1, значительно превысив средний темп роста бюджетных расходов по стране (5,1%). Такая динамика характеризует последовательную государственную политику в области поддержки ключевых технологий, которая также влияет на усиление позиций страны в глобальных рейтингах. По данным Индекса готовности к передовым технологиям ООН2, Индия поднялась на 12 позиций — с 48-го до 36-го места в 2022–2024 гг., заняв лидирующие позиции в таких направлениях, как искусственный интеллект (ИИ), Интернет вещей и зеленый водород.
Справочно:
Согласно проекту центрального бюджета Индии на 2025/26 ф. г., наибольший рост объемов бюджетных расходов на науку запланирован по линии Министерства науки и технологий, в частности его Департамента науки и технологий (255%) и Департамента биотехнологий (51,5%), за ним следует Министерство новых и возобновляемых источников энергии (39%). Департамент атомной энергии — единственный орган власти, чье финансирование сокращается (на 3,7%) (табл. 1).
В отсутствие официально утвержденного перечня стратегических технологий бюджетные ассигнования направляются на приоритетные направления (в первую очередь в высокотехнологичные сектора) с учетом их потенциального вклада в достижение цели правительства Индии по обеспечению объема ВВП в 5 трлн долл. США к 2025 г.3
Для обеспечения комплексной поддержки (от проведения фундаментальных исследований до разработки прототипов и испытаний готовой продукции) в 2025/26 ф. г. из центрального бюджета Индии предполагается выделить 84,3 млрд рупий (78,4 млрд руб.; прирост 135,5% к предыдущему периоду). Эти средства будут направлены 271 технологическому центру, которые действуют при университетах, подведомственных министерствам науки и технологий, электроники и информационных технологий и новых и возобновляемых источников энергии (табл. 2).

Из центрального бюджета выделяется в среднем 74,3% финансирования технологических центров (эта доля варьирует от 15% до 100% в зависимости от направления: максимальная — в проектах, связанных с суперкомпьютерной инфраструктурой и проектированием полупроводников для ИИ). Другими источниками инвестиций выступают региональные органы власти, частные компании, международные организации и фонды. Технологические центры в сфере цифровых технологий функционируют при участии и финансировании со стороны частных корпораций (таких как Nvidia, Microsoft, Intel, Cisco и других) и представлены в программах технологического сотрудничества Национальной ассоциации компаний программного обеспечения и сервисов (NASSCOM).
Бюджет отдельных технологических центров включает средства для целевой поддержки стартапов4, которые распределяются в форме грантов в размере до 7 млн рупий (6,5 млн руб.) на три года для развития на ранних стадиях (от формирования идей до начала исследований и разработок с высоким коммерческим потенциалом). Гранты такого же размера дополнительно предоставляются стартапам, зарегистрированным в течение последних пяти лет и имеющим как минимум один прототип в области ИИ, Интернета вещей, кибербезопасности или полупроводников. Для получения любого из двух типов грантов стартапы должны входить в реестр Департамента по содействию промышленности и внутренней торговле (DPIIT). Помимо финансовой поддержки, стартапам предоставляется доступ к общим лабораториям и исследовательскому оборудованию на базе технологических центров, а их сотрудники могут пройти техническую и управленческую подготовку под руководством представителей академических и частных организаций.
Стартапы, специализирующиеся в области технологий ИИ (не обязательно из списка DPIIT) и имеющие не менее двух штатных исследователей, могут получить доступ к расширенным базам данных и участвовать в пилотных проектах, реализуемых государственными или частными организациями, сроком до шести месяцев на базе 18 центров компетенций под эгидой NASSCOM.
В стране также действует система финансовой поддержки в форме субсидий из центрального бюджета для стимулирования коммерциализации производства высокотехнологичной продукции. Их общий объем в 2025 г. составил 225,4 млрд рупий (209,6 млрд руб.) (табл. 3).

Так, Министерство электроники и информационных технологий предоставляет предприятиям субсидии для компенсации до 10% затрат на исследования, изготовление компонентов и производство электроники (включая оборудование и компоненты для IT-технологий, мобильные телефоны, бытовую технику и компьютеры) и до 50% — на те же виды работ в области полупроводников. Предприятия в сфере медицинской промышленности, полупроводников и электромобилей, сформировавшим полный цикл исследований, разработок и производства в Индии, могут иметь дополнительную поддержку по линии отраслевых ведомств в размере 5% от годового объема продаж на срок до пяти лет. Для получения субсидий компании должны направить в ответственные министерства сведения о запланированных и фактических объемах инвестиций и продаж за первый и последний месяцы финансового года.
Комментирует
Михаил Гершман
директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Несмотря на отставание Индии от стран-лидеров по объему внутренних затрат на исследования и разработки (по этому показателю страна занимает 10-е место в мире после России), проект бюджета центрального правительства на 2025/26 ф. г. подтверждает ее амбиции к участию в глобальной технологической гонке. Госфинансирование конкретных ключевых технологий заметно увеличивается. При этом в качестве базы для их создания используется сеть специализированных технологических центров при ведущих университетах. Государством стимулируются не только исследования и разработки, но и коммерциализация их результатов — посредством прямой финансовой поддержки экосистемы стартапов, особенно в сферах биотехнологий, ИИ и полупроводников, а также субсидирования производства высокотехнологичной продукции. Индийский опыт наращивания финансирования ИР с акцентом на ключевые технологии и поддержку стартапов может представлять интерес и для России в рамках достижения национальной цели по обеспечению технологического лидерства.
Источники: официальные веб-сайты правительства Индии; результаты проекта в соответствии с утвержденным перечнем тем работ научно-методического обеспечения, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ на 2025 год.
Материал подготовил Франсиско Брамбила Мартинес
Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»: «"Научный поток" и другие меры поддержки исследований в Индии»
См. также:

