• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Вузовская наука в России: ресурсы и результаты

Вузовская наука в России: ресурсы и результаты

Использован дизайн Freepik

Версия для печати

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует финансовые и кадровые ресурсы организаций сектора высшего образования и оценивает их научную результативность.

По итогам 2024 г. сектор высшего образования объединяет 1082 крупные и средние организации (включая их филиалы) — это более четверти (26%) общего числа организаций, выполнявших ИР в России. Большую часть сектора (91,9%) составляют образовательные организации высшего образования (далее — вузы). Без учета филиалов в стране насчитывается 624 вуза, которые заняты ИР (это 86,2% всех вузов, включая частные).

Финансирование

Объем внутренних затрат на ИР в секторе высшего образования в 2024 г. достиг 194 млрд руб., увеличившись за год на 15,1 млрд руб. На организации вузовского сектора (как исполнителей ИР) приходится десятая часть всех затрат на науку в стране1 (10,3%) (рис. 1). Эта величина сопоставима с аналогичным показателем в США (10,7%), Японии (11,1%) и Китае (8,3%), но заметно ниже средней по странам ОЭСР (15,8%) и ЕС-27 (21,6%).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

По абсолютной величине внутренних затрат на ИР в секторе высшего образования Россия (6,7 млрд долл. США по паритету покупательной способности) находится на 16-м месте. В пятерку лидеров этого рейтинга входят США (102 млрд долл.), Китай (75,6), Германия (31,7), Великобритания (25,1) и Япония (23,7 млрд долл. США).

Основным источником финансирования ИР в российском секторе высшего образования (как и в науке в целом) являются средства государства — 59,4% в 2024 г. (в частности, федерального бюджета — 51,3%). Свыше четверти затрат (27,4%) обеспечены инвестициями бизнеса, 12.2% приходятся на средства организаций сектора высшего образования, включая собственные (табл. 1). В других секторах науки структура затрат по источникам заметно отличается: в государственном — выше вклад средств государства (90,5%), на долю бизнеса приходится 8,8%, на остальные источники — менее 1%; в предпринимательском секторе аналогичные показатели составили 52,7, 45,8 и 1,6% соответственно.

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Организации сектора высшего образования преимущественно выполняют прикладные исследования — на них направлено более половины (55,1% в 2024 г.) внутренних текущих затрат на ИР сектора; почти треть (32,9%) идет на выполнение фундаментальных исследований; 12,1% — на разработки (рис. 2). В итоге в 2024 г. на долю вузовского сектора (как исполнителя ИР) приходилось 29,1% общего объема затрат на прикладные исследования в стране, пятая часть (21,8%) фундаментальных исследований и лишь 2% затрат на разработки.

Научные кадры

По данным 2024 г., каждый десятый работник, занятый ИР, трудится в организациях сектора высшего образования — 70,3 тыс. чел.; из них 45,2 тыс. — исследователи, 9 тыс. — техники, 16,1 тыс. — вспомогательный и прочий персонал. Кадровый потенциал вузовского сектора имеет ряд заметных особенностей. Его отличает, во-первых, высокий уровень образования работников: максимальная доля лиц с высшим образованием — 89,2% (против 76,6% в госсекторе и 75,2% в предпринимательском). Во-вторых — наибольший удельный вес исследователей — 64,4% (против 48,5% в государственном и предпринимательском секторах). В-третьих, более половины исследователей здесь (56,4%) имеют ученую степень кандидата или доктора наук, что связано с требованиями к квалификации работников. Для сравнения: в госсекторе ученую степень имеют 43,9% исследователей, а в предпринимательском — 7%. И, наконец, сектор высшего образования отличает довольно высокая доля исследователей младше 30 лет (18,3% против 13,2% в госсекторе и 18,1% в предпринимательском). Безусловно, влияние оказывает доступ к молодежи благодаря привлечению студентов и выпускников (рис. 2).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Также отличительной особенностью сектора является значительная численность исследователей — совместителей и лиц, работавших по договорам гражданско-правового характера. В 2024 г. она превышала численность исследователей списочного состава на 14,7%. Отчасти такая особенность является следствием активного вовлечения профессорско-преподавательского состава в научную деятельность в качестве совместителей.

Результаты

Создаваемые вузовской наукой новые знания воплощаются в различных результатах, в том числе научных публикациях. Число научных работ, подготовленных аффилированными с вузами авторами2, (равно как и общее число публикаций3 России) достигло своего максимума в 2020 г. — 95,4 тыс. (более чем двукратный рост по сравнению с 2015 г.) (табл. 2). Удельный вес вузов в общероссийском числе публикаций за 2015–2020 гг. вырос с 67,4 до 72,7%.

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

В 2022–2024 гг. на фоне обострения геополитической обстановки участие российских ученых в ряде международных научных проектов было затруднено либо вовсе приостановлено, а возможности публиковать свои работы в зарубежных научных изданиях сократились. С учетом этих изменений Правительством РФ было принято решение о введении временного (на 2022 г., а затем продленного на 2023–2024 гг.) моратория4 на использование показателей публикационной активности при оценке результативности и эффективности деятельности бюджетных и автономных учреждений, научных, научно-технических и инновационных программ и проектов, программ поддержки высшего образования. В результате в 2024 г. общее число публикаций России сократилось на 23,1% к уровню 2020 г. В вузовском секторе снижение составило 27%.

Несмотря на такую динамику, вклад вузовского сектора в массив научных публикаций страны практически не изменился и сохраняется на уровне 70% (69% в 2024 г.). В рейтинге российских организаций по уровню публикационной активности вузы в 2024 г. заняли все позиции первой десятки (рис. 3), впрочем, как и в 2015 г.

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Кроме того, организации высшего образования планомерно укрепляют свои позиции и среди разработчиков передовых производственных технологий (ППТ). В 2024 г. они создали более 700 новых технических решений для производства — в 2,4 раза больше, чем в 2015 г. В результате доля ППТ, разработанных вузами, в общем числе созданных в стране увеличилась с 21,2% до почти 26%.

В 2024 г. вузы сохраняют ведущие позиции среди разработчиков по числу созданных за год «зеленых» технологий (46,2% от всех таких ППТ); технологий проектирования и инжиниринга (35,3%). По большинству других они входят в тройку лидеров, например, на их долю приходится треть (32,2%) технологий производства, обработки, транспортировки и сборки, 19,6% решений для промышленных вычислений и больших данных, 14,1% производственных информационных систем и технологий автоматизации управления производством.

 


Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ на основе данных Росстата, ОЭСР, Евростата; научных изданий, проиндексированных в Scopus; результаты проекта в соответствии с утвержденным перечнем тем работ научно-методического обеспечения, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ на 2025 год.

Материал подготовили Татьяна Ратай, Ирина Тарасенко, Максим Коцемир, Алевтина Репина


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.
Рекомендованное цитирование:
Ратай Т. В., Тарасенко И. И., Коцемир М. Н., Репина А. А. (2025) Вузовская наука в России: ресурсы и результаты. М. — ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/1097136456.html. 

Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»: «Кадры крупных и средних организаций науки: итоги 2024 года»

См. также:

Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ