Вузовская наука в России: ресурсы и результаты

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует финансовые и кадровые ресурсы организаций сектора высшего образования и оценивает их научную результативность.
По итогам 2024 г. сектор высшего образования объединяет 1082 крупные и средние организации (включая их филиалы) — это более четверти (26%) общего числа организаций, выполнявших ИР в России. Большую часть сектора (91,9%) составляют образовательные организации высшего образования (далее — вузы). Без учета филиалов в стране насчитывается 624 вуза, которые заняты ИР (это 86,2% всех вузов, включая частные).
Финансирование
Объем внутренних затрат на ИР в секторе высшего образования в 2024 г. достиг 194 млрд руб., увеличившись за год на 15,1 млрд руб. На организации вузовского сектора (как исполнителей ИР) приходится десятая часть всех затрат на науку в стране1 (10,3%) (рис. 1). Эта величина сопоставима с аналогичным показателем в США (10,7%), Японии (11,1%) и Китае (8,3%), но заметно ниже средней по странам ОЭСР (15,8%) и ЕС-27 (21,6%).

По абсолютной величине внутренних затрат на ИР в секторе высшего образования Россия (6,7 млрд долл. США по паритету покупательной способности) находится на 16-м месте. В пятерку лидеров этого рейтинга входят США (102 млрд долл.), Китай (75,6), Германия (31,7), Великобритания (25,1) и Япония (23,7 млрд долл. США).
Основным источником финансирования ИР в российском секторе высшего образования (как и в науке в целом) являются средства государства — 59,4% в 2024 г. (в частности, федерального бюджета — 51,3%). Свыше четверти затрат (27,4%) обеспечены инвестициями бизнеса, 12.2% приходятся на средства организаций сектора высшего образования, включая собственные (табл. 1). В других секторах науки структура затрат по источникам заметно отличается: в государственном — выше вклад средств государства (90,5%), на долю бизнеса приходится 8,8%, на остальные источники — менее 1%; в предпринимательском секторе аналогичные показатели составили 52,7, 45,8 и 1,6% соответственно.

Организации сектора высшего образования преимущественно выполняют прикладные исследования — на них направлено более половины (55,1% в 2024 г.) внутренних текущих затрат на ИР сектора; почти треть (32,9%) идет на выполнение фундаментальных исследований; 12,1% — на разработки (рис. 2). В итоге в 2024 г. на долю вузовского сектора (как исполнителя ИР) приходилось 29,1% общего объема затрат на прикладные исследования в стране, пятая часть (21,8%) фундаментальных исследований и лишь 2% затрат на разработки.
Научные кадры
По данным 2024 г., каждый десятый работник, занятый ИР, трудится в организациях сектора высшего образования — 70,3 тыс. чел.; из них 45,2 тыс. — исследователи, 9 тыс. — техники, 16,1 тыс. — вспомогательный и прочий персонал. Кадровый потенциал вузовского сектора имеет ряд заметных особенностей. Его отличает, во-первых, высокий уровень образования работников: максимальная доля лиц с высшим образованием — 89,2% (против 76,6% в госсекторе и 75,2% в предпринимательском). Во-вторых — наибольший удельный вес исследователей — 64,4% (против 48,5% в государственном и предпринимательском секторах). В-третьих, более половины исследователей здесь (56,4%) имеют ученую степень кандидата или доктора наук, что связано с требованиями к квалификации работников. Для сравнения: в госсекторе ученую степень имеют 43,9% исследователей, а в предпринимательском — 7%. И, наконец, сектор высшего образования отличает довольно высокая доля исследователей младше 30 лет (18,3% против 13,2% в госсекторе и 18,1% в предпринимательском). Безусловно, влияние оказывает доступ к молодежи благодаря привлечению студентов и выпускников (рис. 2).

Также отличительной особенностью сектора является значительная численность исследователей — совместителей и лиц, работавших по договорам гражданско-правового характера. В 2024 г. она превышала численность исследователей списочного состава на 14,7%. Отчасти такая особенность является следствием активного вовлечения профессорско-преподавательского состава в научную деятельность в качестве совместителей.
Результаты
Создаваемые вузовской наукой новые знания воплощаются в различных результатах, в том числе научных публикациях. Число научных работ, подготовленных аффилированными с вузами авторами2, (равно как и общее число публикаций3 России) достигло своего максимума в 2020 г. — 95,4 тыс. (более чем двукратный рост по сравнению с 2015 г.) (табл. 2). Удельный вес вузов в общероссийском числе публикаций за 2015–2020 гг. вырос с 67,4 до 72,7%.

В 2022–2024 гг. на фоне обострения геополитической обстановки участие российских ученых в ряде международных научных проектов было затруднено либо вовсе приостановлено, а возможности публиковать свои работы в зарубежных научных изданиях сократились. С учетом этих изменений Правительством РФ было принято решение о введении временного (на 2022 г., а затем продленного на 2023–2024 гг.) моратория4 на использование показателей публикационной активности при оценке результативности и эффективности деятельности бюджетных и автономных учреждений, научных, научно-технических и инновационных программ и проектов, программ поддержки высшего образования. В результате в 2024 г. общее число публикаций России сократилось на 23,1% к уровню 2020 г. В вузовском секторе снижение составило 27%.
Несмотря на такую динамику, вклад вузовского сектора в массив научных публикаций страны практически не изменился и сохраняется на уровне 70% (69% в 2024 г.). В рейтинге российских организаций по уровню публикационной активности вузы в 2024 г. заняли все позиции первой десятки (рис. 3), впрочем, как и в 2015 г.

Кроме того, организации высшего образования планомерно укрепляют свои позиции и среди разработчиков передовых производственных технологий (ППТ). В 2024 г. они создали более 700 новых технических решений для производства — в 2,4 раза больше, чем в 2015 г. В результате доля ППТ, разработанных вузами, в общем числе созданных в стране увеличилась с 21,2% до почти 26%.
В 2024 г. вузы сохраняют ведущие позиции среди разработчиков по числу созданных за год «зеленых» технологий (46,2% от всех таких ППТ); технологий проектирования и инжиниринга (35,3%). По большинству других они входят в тройку лидеров, например, на их долю приходится треть (32,2%) технологий производства, обработки, транспортировки и сборки, 19,6% решений для промышленных вычислений и больших данных, 14,1% производственных информационных систем и технологий автоматизации управления производством.
Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ на основе данных Росстата, ОЭСР, Евростата; научных изданий, проиндексированных в Scopus; результаты проекта в соответствии с утвержденным перечнем тем работ научно-методического обеспечения, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ на 2025 год.
Материал подготовили Татьяна Ратай, Ирина Тарасенко, Максим Коцемир, Алевтина Репина
Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»: «Кадры крупных и средних организаций науки: итоги 2024 года»
См. также:

