• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

MiSET2014: Как возникают технологии?

Институт исследований инноваций Манчестерского университета (Manchester Institute of Innovation Research), давний партнер ИСИЭЗ по ряду проектов, каждое лето организует учебные курсы для молодых исследователей в области научно-технической политики. Как обнаруживать и измерять возникающие технологии, изучали в рамках международной Летней школы MiSET2014 (8—15 июня 2014 года) Екатерина Стрельцова и Владимир Месропян.

Возникающие технологии (emerging technologies) — экспериментальные разработки, которые являются результатом последних достижений на стыке разных областей знания, быстро развиваются и имеют высокий инновационный потенциал со значимыми социальными и экономическими эффектами. В силу их комплексного междисциплинарного характера достаточно сложно их обнаруживать, правильно интерпретировать, описывать и измерять их потенциальные эффекты для инновационных систем. Для принятия обоснованных политических решений по поводу определения и поддержки приоритетных научных направлений нужны поддающиеся проверке сопоставимые данные, основанные на последовательной методологии и согласованных подходах.

Международная летняя школа по возникающим технологиям в Манчестере — 2014 была организована по линии проекта Rising Powers («Восходящие державы», его полное название: «Возникающие технологии и их влияние на развитие инновационных систем России и Китая»), который реализует консорциум в составе Университета Манчестера, Технологического института Пекина (Китай) и Технологического института Джорджии (Атланта, США), а соисполнителем выступает Высшая школа экономики. Главную спонсорскую поддержку организаторам Летней школы оказал британский государственный фонд «Совет по поддержке экономических и социальных наук», дополнительную — Европейский форум по проблемам исследования научной и инновационной политики.

Многонациональной была как команда преподавателей школы (эксперты были из Великобритании, Нидерландов и США), так и слушателей, которые представляли еще больший круг стран: Аргентину, Бразилию, Германию, Индию, Испанию, Китай, Республику Корею, Россию и др.

Общую направленность дискуссий, не прекращавшихся и по окончании официальной, весьма насыщенной, ежедневной программы, определили наиболее актуальные, востребованные в разных регионах мира направления исследований в сфере научно-технической и инновационной политики. Представители нового поколения исследователей делились с мэтрами своими взглядами на проблемы, которые испытывают экономики их стран, и предлагали их возможные решения.

Программа Летней школы включала практически все значимые для анализа тенденций развития науки и технологий аспекты.

Основные этапы эволюции подходов к изучению технологических инноваций представил Филип Шапира (Philip Shapira), профессор Университета Манчестера и профессор Технологического института Джорджии. Он также прокомментировал ряд определений основного исследовательского объекта Летней школы — возникающих технологий, в которых объединяющим стержнем выступает диффузия различных областей технологического развития в определенных прикладных направлениях.

Филлип Ларедо (Phillipe Laredo), научный директор Бизнес-школы Парижского технологического университета (EPNC) и профессор Университета Манчестера, показал, как в различные эпохи наиболее влиятельные ученые-экономисты осмысляли в своих трудах влияние технологических инноваций на экономический рост стран.

Один из наиболее цитируемых ученых последних десятилетий Стефан Кульман (Stefan Kuhlmann) из Университета Твенте рассказал об относительно новой и, в современных реалиях, несомненно, крайне актуальной модели «ответственных» инноваций (responsible innovation).

Профессор Ян Майлз, заведующий международной Лабораторией экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и профессор Университета Манчестера, представил метод построения многомерных сценариев долгосрочного развития науки и технологий, и провел сессию, в рамках которой слушатели, разбившись на группы, разрабатывали собственные сценарии по заданным модельным условиям. В процессе их обсуждения учащиеся получили ценные комментарии и рекомендации.

Кирстен Баунд (Kirsten Bound), руководитель отдела международных инноваций Национального фонда поддержки науки, искусства и спорта (NESTA), рассказала об актуальных исследованиях перспектив развития технологий и инноваций в ряде стран, в частности Китае, Малайзии, Бразилии, и основных направлениях деятельности фонда NESTA. Г-жа Баунд также поделилась очень личной историей о том, как она строила свою карьеру в науке, какие цели ставила перед собой и какими методами их достигала. 

Еще один исследователь из Университета Манчестера Абдулла Гёк (Abdullah Gök) рассказал об опыте работы с большими массивами неструктурированных данных и представил целый арсенал современных методов и программных инструментов для поиска и анализа информации о развитии технологий. Он продемонстрировал, как традиционные подходы (анализ публикационной и патентной активности, опросы экспертов) к изучению развития нано-, био- и других технологических направлений можно дополнить анализом материалов из социальных сетей и блогов.

Хью Камерон демонстрирует эволюцию авиационных двигателей
Хью Камерон демонстрирует эволюцию авиационных двигателей

Его коллега Хью Кэмерон (Hugh Cameron) запомнился как устроитель очень яркого события Летней школы — выездной лекции в Манчестерском музее науки и технологий. Напомним, Манчестер был одной из главных кузниц промышленной революции в Англии, и сохранившиеся в этом городе артефакты обладают ценностью как для историков, так и для исследователей науки и инноваций. Так, используя собранные в Музее редчайшие экспонаты — от ткацких станков первых английских мануфактур до коллекции военных авиадвигателей фирм Rolls-Royce и Bristol первой половины 20-го столетия — в качестве наглядных пособий, Хью Камерон в деталях проиллюстрировал эволюцию технических агрегатов и устройств, поясняя, как на практике реализуются основные модели и подходы к описанию инновационных процессов. В частности, представление о том, что такое улучшающие инновации, участники Летней школы смогли составить на примере эволюции авиационных двигателей. На заре самолетостроения инженеры боролись за дополнительную мощность винтового роторного двигателя, затем старались радикально увеличить этот показатель за счет различных компоновок поршневого двигателя, в конечном итоге был изобретен реактивный авиадвигатель, с появлением которого перевернулись предыдущие полувековые представления о возможностях боевого самолета и на долгие годы определилось будущее авиастроения.

В рамках специальной сессии сотрудники ИСИЭЗ представили свои исследовательские проекты. Екатерина Стрельцова поделилась предварительными результатами оценки возможностей и ограничений в использовании патентного анализа для изучения состояния и перспектив развития биотехнологий в России. Исследователь обрисовала подходы к концептуализации понятия «сфера биотехнологий», отметила ключевые особенности развития биотехнологий в России и факторы, могущие оказать негативное воздействие на их дальнейший прогресс, а также представила собственную методологическую разработку, основанную на использовании патентной информации, и прокомментировала находки, к которым она пришла в ходе ее апробации.

Доклад Владимира Месропяна также был о методологии — моделировании технологической эволюции сложных экономических систем. С начала 90-х годов прошлого века в этой области наблюдается экспоненциальный рост исследований, который обеспечивается развитием современных средств и подходов к имитационному моделированию. Применение подобных моделей позволяет получать количественные оценки сценариев развития экономических систем с учетом различных стратегий и политик стимулирования инноваций на корпоративном, отраслевом и национальном уровнях. Владимир представил авторский гибридный метод моделирования, сочетающий подходы системной динамики и агент-ориентированного моделирования, использование которого позволяет имитировать наиболее адекватное поведение предприятий конкурентов на высокотехнологичном рынке.

В программе Летней школы по возникающим технологиям был выдержан баланс качественных и количественных методов, что позволило молодым исследователям из разных стран составить комплексное представление о современных подходах к дизайну и проведению проектов в области научно-технической и инновационной политики. Участие экспертов мирового уровня в качестве преподавателей задало самые высокие ориентиры для их текущих и будущих исследований в этой области.

Авторы: Владимир Месропян и Екатерина Стрельцова

Редактор: Елена Гутарук

 Другие учебные программы Университета Манчестера, в которых участвовали сотрудники ИСИЭЗ:
 

Стажировка в Манчестере: на передовой исследований инновационной политики (ноябрь 2012): Вероника Белоусова, Михаил Гершман и Михаил Голанд прошли курс повышения квалификации по теме «Научно-техническая и инновационная политика»

Уроки оценивания (май 2013): Станислав Заиченко и Сергей Бредихин рассказали об учебе на курсах повышения квалификации по теме «Оценивание эффективности научно-технической и инновационной политики»

Форсайт-курсы в Манчестере (июль 2013): Александр Чулок и Любовь Матич приняли участие в ежегодном Форсайт-тренинге