• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Кооперация на доверии — главная цель и императив развития кластера

Ответственные за проведение региональной кластерной политики «сверили часы» в ходе научно-практического семинара ВШЭ «Управление территориальными кластерами: лучшие международные практики», прошедшего 30 марта — 1 апреля в Высшей школе экономики. Его организовала Российская кластерная обсерватория ИСИЭЗ НИУ ВШЭ при поддержке Минэкономразвития России, Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере и Российской венчурной компании.

Более 50 представителей центров кластерного развития и органов управления кластерами из 20 регионов России в ходе трех дней знакомились с лучшими европейскими практиками реализации кластерного подхода, обсуждали успехи и проблемы в осуществлении кластерной политики и развитии кластеров в субъектах РФ.

Тренинговую программу «Секреты успеха центра кластерного развития» провел ключевой спикер семинара Вернер Паммингер, генеральный директор Центра кластерного развития (ЦКР) Верхней Австрии. Приоткроем некоторые из этих секретов.

«Обладание знанием о том, кто что делает» Вернер Паммингер считает важнейшим навыком кластерного менеджера и ключевой задачей центра кластерного развития. Управляющая компания кластера должна в первоочередном порядке реализовывать свою коммуникационную функцию. Крайне важно настроить эффективную систему сбора и актуализации информации о компаниях-участниках кластера, а именно их компетенциях, возможностях и потребностях. В ЦКР Верхней Австрии эта задача реализуется не только при помощи подробных баз данных об участниках кластеров, интерактивных веб-страниц кластеров, рассылок информационных бюллетеней, но также регулярного посещения кластерными менеджерами организаций, входящих в состав кластеров (около 150 визитов в год). Именно в ходе подобных визитов, в том числе при неформальном общении менеджера кластера и представителей компаний-участников, наиболее эффективно налаживаются контакты между потенциальными партнерами по внутрикластерным проектам.

Качество кластерной команды. Интенсивное управление процессами, происходящими внутри кластера, задает планку требований к численности команды кластерных менеджеров, уровню их квалификации и наличию в ней сильного лидера. Так, например, в ЦКР Верхней Австрии, содействующем развитию девяти кластеров, работает более 40 сотрудников. В своей деятельности они опираются на консультативные советы, созданные при кластерах, и собственно сотрудников кластеров, в каждом из которых действует от двух до четырех кластерных менеджеров.

Вернер Паммингер проиллюстрировал эффективность работы команды возглавляемого им ЦКР такими фактами: по итогам 15 лет работы кластеров в регионе Верхней Австрии до 90% проектов (из более 430 проектов, в которых участвовало около 1800 компаний) не удалось бы реализовать или достичь по ним значимых результатов вне рамок внутрикластерного взаимодействия. Не менее важным результатом налаживания связей между компаниями-участниками кластеров является то, что 77% компаний продолжают сотрудничество с партнерами по совместным проектам после их завершения.

Динамика уровня самофинансирования кластеров региона Верхняя Австрия
Динамика уровня самофинансирования кластеров региона Верхняя Австрия

Финансовая поддержка кластеров в странах Европы в значительной степени осуществляется из внебюджетных источников (членские взносы участников, платные сервисы управляющих компаний). При этом на начальных стадиях формирования кластера участие государства в его финансировании может достигать и 100%, замечает Вернер Паммингер. В среднем, уровень самофинансирования управляющих компаний кластеров увеличивается на 10% в год. На текущий момент бюджеты кластеров Верхней Австрии формируются за счет членских взносов их участников более чем на 70%. Таким образом, для управляющей компании кластера жизненно важной задачей выступает необходимость доказывания пользователям ее услуг своей эффективности.

Мировая практика формирования бюджетов управляющих компаний кластеров подтверждает целесообразность их ориентации (и разграничения) на цели ведения операционной деятельности и проектное финансирование. Основной принцип содействия развитию кластеров со стороны органов власти — доверие к решениям, принимаемым участниками кластера — как в части управления его развитием, так и по обоснованию тех или иных проектов.

Собравшиеся на семинаре эксперты были едины во мнении, что операционная деятельность управляющих компаний кластеров в России в условиях дефицита доверия между их участниками в течение нескольких лет должна гарантироваться выделением бюджетных средств. При этом государство, исходя из среднесрочных горизонтов соответствующей поддержки, не должно ее увязывать с незамедлительным достижением значимых результатов, а также требовать быстрого перевода деятельности управляющих компаний на самоокупаемость. В то же время мониторинговые действия в отношении кластеров должны учитывать ключевой показатель эффективности их развития: удовлетворенность участников кластера услугами и готовность осуществлять выплаты на цели ведения операционной деятельности управляющей компании.

Поддержка со стороны государства проектной деятельности кластеров должна оказываться на условиях софинансирования из внебюджетных источников и вовлеченности в реализацию проектов нескольких участников кластера. Так, в ряде стран Европейского союза внутрикластерным (совместным) признается проект, в реализации которого принимают участие минимум три участника кластера, из которых один представляет малый или средний бизнес. В приоритетном порядке господдержку получают проекты со значительной инновационной составляющей (технологической, маркетинговой или организационной), реализация которых наиболее рискованна, но потенциально несет возможность достижения синергетических эффектов как для кластера, так и для территории его базирования.

По окончании тренинга состоялась дискуссия на тему «Актуальные направления развития центров кластерного развития в России». Ее модерировали Андрей Микитась, начальник отдела экспертизы и мониторинга Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, и Евгений Куценко, заведующий отделом кластерной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Основываясь на подходах ЦКР Верхней Австрии, участники дискуссии поделились своими соображениями по поводу возможностей их внедрения в отечественной практике.

Выстраивание качественных бизнес-процессов в кластере должно базироваться на проактивной позиции его органов управления, предполагающей, в том числе, накопление уникальной информации и знаний об участниках кластера; формирование внутрикластерной системы управления взаимоотношениями с клиентами; разработку пакета неординарных инструментов усиления кооперационных связей разнотипных участников кластера. Не менее важно повышать квалификацию в области управления инновационной деятельностью региональным чиновникам, ответственным за это направление политики.

Как неоднократно отмечалось в ходе семинара, создание площадки для плодотворного взаимодействия участников кластера и формирование между ними доверительных отношений — базовое условие внутрикластерной кооперации, предопределяющее приоритеты и последовательность действий кластерных менеджеров. Активизировать формирование профессионального кластерного сообщества на уровне субъектов РФ, реализующих кластерную политику, поможет создание ассоциации кластеров России (клуба кластерных менеджеров). Среди ее задач в первую очередь были выделены следующие:

  • создание экспертной площадки по обмену опытом и лучшими практиками управления кластерами;
  • формирование информационного пространства и коммуникационной среды профессионального взаимодействия;
  • консолидацию позиции специалистов по ключевым вопросам кластерной политики;
  • развитие каналов межкластерного взаимодействия, в том числе на международном уровне.

Участники дискуссии обращали внимание на недоверие со стороны органов региональной власти к кластерам и самой необходимости их поддержки. В частности, отмечали, что деятельность центров кластерного развития финансируется в рамках региональных программ поддержки МСП по остаточному принципу. Кластеры и поддерживающие их инфраструктурные организации не уверены в долгосрочности и достаточности ресурсного обеспечения своей операционной деятельности и уже начатых проектов. Таким образом, органы региональной власти выступают для молодых российских кластеров, весьма чувствительных к изменениям внешних условий, в качестве фактора нестабильности. В то же время членские взносы участников смогут стать источником устойчивости финансового положения управляющих компаний, лишь когда значимость предоставляемых ими услуг станет очевидна для бизнеса. Именно поэтому долгосрочная позиция государства в вопросах финансирования кластеров сейчас важна как никогда.

Андрей Микитась посоветовал центрам кластерного развития, для которых характерны подобные проблемы, сконцентрировать доступные им ресурсы на отдельных значимых для региона проектах, создать истории успеха и доказать органам власти важность дальнейшей поддержки кластеров. Он также заметил, что, несмотря на забюрократизированность процедур принятия решений по выделению бюджетных средств, кластеры могут получить необходимое для их проектной деятельности финансирование. Однако для этого они должны уметь ориентироваться в различных инструментах поддержки и активнее подключать их к реализации качественных внутрикластерных проектов.

Отдельный блок научно-практического семинара был посвящен проблематике выбора внутрикластерных проектов. Европейская практика, способствующая преодолению неопределенности в вопросе выявления рентабельных проектов и минимизации рисков при их реализации, свидетельствует о необходимости формирования при кластерах профильных их деятельности экспертных советов, а также применения инструментов форсайта. Александр Чулок, заместитель директора Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, рассказал о возможностях повышения устойчивости инновационного развития кластеров посредством их подключения к национальной системе технологического прогнозирования. По его словам, выбор долгосрочных приоритетов развития региона должен быть взаимоувязан с национальной и отраслевыми системами технологического прогнозирования. Разработка форсайта кластера или региона на основе Долгосрочного прогноза научно-технологического развития России до 2030 года будет способствовать оптимизации процессов формирования карты специализации региона и матрицы стейкхолдеров, оценки новых рынков, определения исследовательской повестки, корректировки стратегии развития, выработки предложений по необходимой инфраструктуре, организации обучения и тренингов, кооперации и формирования сетей.

Алексей Гусев, руководитель Службы мониторинга инновационной инфраструктуры РВК, также коснулся вопросов выбора и приоритизации инновационных проектов. По его словам, на региональном уровне кластеры являются ключевыми фрагментами формирующейся сегодня инновационной экосистемы России. Спикер призвал участников семинара подключаться к процессу выявления новых отраслей, рынков и технологий, в том числе в рамках проработки проектов Национальной технологической инициативы.

Участники семинара согласились с целесообразностью имплементации в систему менеджмента российских кластеров управленческих практик кластерных менеджеров Верхней Австрии, а также договорились об обмене опытом их внедрения в рамках предстоящих крупных мероприятий по кластерной проблематике.

Василий Абашкин