Инновации не ради денег: как они возникают и чем могут быть полезны для экономики?
Как появляются и распространяются инновации в разных экономических условиях, рассмотрели руководитель Лаборатории экономики инноваций, профессор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Джонатан Линтон и старший научный сотрудник этой лаборатории Константин Фурсов. Совместный доклад с результатами исследования Константин представил на XV Международной конференции по открытым и пользовательским инновациям (10—12 июля, Университет Инсбрука, Австрия).
Сотрудники Лаборатории ведут регулярный Мониторинг инновационного поведения населения, в рамках проекта они получили данные, на основе которых рассчитали первые оценки масштабов распространенности «домашних инноваций» в России и «взвесили» позиции отечественных изобретателей в социальной структуре российского общества.
По итогам сопоставления результатов исследования с данными по другим странам (США, Великобритании, Японии, Финляндии, Швеции и др.) вкупе с анализом мотивов к генерации новых идей и решений, исследователи выдвинули предположение о том, что отсутствие рыночных механизмов не обязательно тормозит их дальнейшее распространение. Если это так, развивающиеся экономики и регионы, традиционно не склонные к новаторской деятельности (например, государства Центральной Африки), должны иметь свои примеры успешно реализованных пользовательских инноваций. Этот тезис и попытались развить коллеги в своей работе: «Инновации не ради денег: как они возникают и чем могут быть полезны для экономики?»
В презентации был поставлен вопрос о том, какого рода мотивы, кроме строго коммерческих, двигают инноваторов и на что обратить внимание, если стоит задача стимулировать вывод новых товаров, произведенных пользователями, на рынок массового пользования. Представленная на конференции концептуальная модель предполагает, кроме мотивации, наличие двух обязательных элементов: инфраструктуры, которая дает возможность для создания прототипа будущего продукта, и порождающей технологии (enabling technology), призванной обеспечить реализацию инновации.
В качестве одного из примеров исследователи рассмотрели историю создания в Нигерии, стране с очень низким уровнем социального доверия, системы проверки подлинности лекарственных средств (SPROXIL). Это стало возможным благодаря распространению в стране сотовой связи и готовности её операторов совместно с Министерством здравоохранения обеспечить поддержку создания базы данных закупаемых лекарственных средств. В результате любой потребитель может направить SMS с уникальным номером упаковки на указанный номер и немедленно получить сообщение об оригинальности приобретаемого препарата. Реализация этого решения позволила существенно сократить уровень смертности в стране.
Есть и другие примеры, в частности показывающие, что роль проводника инноваций могут выполнять профессиональные и любительские сообщества, заинтересованные в решении общих проблем. Классический пример — разработка и использование открытого программного обеспечения, позволяющего пользователям, при наличии определенных навыков программирования, адаптировать «под себя» то или иное компьютерное решение. Так, на конференции, уже в рамках другого доклада, был подробно разобран кейс с использованием программой среды R, активно использующейся для анализа данных. Поддержка сообщества и готовность делиться элементами кода, позволяет не только оптимизировать поиск нужного алгоритма, сокращая время, например, на первичную обработку данных, но и совместно искать решения более сложных задач.
Современные возможности высокоскоростной связи и доступность многих технологий позволяют самому широкому кругу пользователей уже сегодня включиться в процессы генерации инноваций. Ключевым вопросом для развивающихся и «регулируемых» экономик, по мнению Фурсова и Линтона, остается заинтересованность государства и фирм в стимулировании подобного рода совместных пользовательских инициатив, способных найти ответы на стоящие перед обществом вызовы.
Презентация доклада доступна по ссылке: KF-JL-Why new products appear OUI 2017+.pdf
Подготовил Константин Фурсов
Фото из фейсбука HYVE
См. также: Повседневные практики «изобретателей велосипеда» (обзор выступления Константина Фурсова на XIV Международной конференции по открытым и пользовательским инновациям, август 2016, Гарвардская школа бизнеса, США)