• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Топливо будущего — бензин, газ или электричество?

Никита Крупенский, старший научный сотрудник Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, принял участие в конференции «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности», которая состоялась в Москве 26–27 марта при поддержке Министерства транспорта РФ. Он выступил на панельной дискуссии «Топливный фактор в решении задач повышения экономической эффективности автопарка».

Сегодня в экспертной среде существует мнение о том, что использование газомоторного топлива является одним из перспективных направлений, которое может изменить топливно-энергетический баланс в ближайшие десятилетия. Однако еще более перспективна электрификация, а внедрение природного газа на автотранспорте, несмотря на дешевизну такого топлива (до 2,5–3 раз по сравнению с бензином и дизельным топливом) и сравнительно высокую экологичность (на 25% выше нефтяных топлив) туманно, отмечает Никита Крупенский.

На территории России всего около 500 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), их них 50 новых было введено в 2018 году. Для сравнения, только в Москве насчитывается более 1100 автозаправок (АЗС), а всего по стране их более 15 тыс.

Почему АГНКС так мало? Дело в том, что дальнейшее развитие инфраструктуры проблематично из-за привязки таких станций к магистральным газовым трубопроводам. Альтернативным вариантом транспортировки природного газа на АГНКС и многотопливным АЗС может служить транспортировка сжиженного природного газа и дальнейшая регазификация уже на заправочной станции. Однако в России практически отсутствуют производства, ориентированные на внутреннее потребление сжиженного природного газа, а все крупнейшие терминалы (например, Ямал-СПГ) ориентированы на экспорт.

Еще одна проблема — сравнительно малое число автомобилей используют газ в качестве моторного топлива. Всего в России 212 тыс. газовых авто: из них 127 тыс. легковых автомобилей, 67 тыс. грузовых и 17 тыс. автобусов. Автомобилей, работающих на бензине, в разы больше — в стране зарегистрировано около 47 млн легковых авто, 6,4 млн грузовых и 895,5 тыс. автобусов.

«Для развития газовой инфраструктуры, особенно сжиженного природного газа, необходимы огромные инвестиции, которые вероятно не получится вернуть. Возникает вопрос, зачем все это нужно, даже несмотря на дешевизну топлива, — отмечает Никита Крупенский. — Если газовое направление будет развиваться, непонятно, останется ли газ таким же дешевым. Скорее всего нет. Газовое транспортное средство стоит дороже бензинового и дизельного аналога на 40% и уже при 1,5 кратной разнице в топливе себя не окупает».

Наконец, газомоторное топливо конкурирует с другой технологией — электрификацией автомобильного транспорта. Многие производители ориентируют свои усилия именно на разработку электромобилей.

Несмотря на перечисленные недостатки и проблемы, «списывать природный газ со счетов» не стоит. Он может играть свою значительную роль на морском и железнодорожном транспорте, а также в специальной технике (например, коммунальной или сельскохозяйственной), считает Никита Крупенский.