Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета в России и за рубежом
Общий объем ассигнований на гражданскую науку из средств федерального бюджета в 2019 г. в России достиг 489,2 млрд руб.1, что составляет 2,69% расходов федерального бюджета (табл. 1). Значительная часть ассигнований (60,6%) направлена на прикладные научные исследования, из них 40,9% связаны с исследованиями в области национальной экономики. Доля фундаментальных исследований составила 39,4%, превысив (как и в 2018 г.) уровень 2010 г. (34,6%); в 2011–2017 гг. ее величина была ниже трети объема ассигнований на гражданскую науку.
В 2019 г. по сравнению с предыдущим годом абсолютная величина ассигнований на гражданскую науку из средств федерального бюджета увеличилась на 12,1% в постоянных ценах2, преимущественно — на фундаментальные исследования (+24%). Объем прикладных исследований вырос на 5,5%, в то время как в предыдущие годы (2014–2018 гг.) постоянно снижался (в среднем на 9% ежегодно в постоянных ценах).
В 2020–2022 гг. планируется выделять на гражданскую науку ежегодно свыше 500 млрд руб. в действующих ценах3 (рис.1), или примерно 3% расходов федерального бюджета. Почти половина ассигнований (46,4% в 2022 г.) будет направлена на фундаментальные исследования (1,38% расходов федерального бюджета, в 2019 г. — 1,06%).
Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета в расчете по паритету покупательной способности рубля в 2019 г. составили в России 19,2 млрд долл. США. Сопоставимые данные имеются по 38 государствам: странам — членам ОЭСР, а также Аргентине, Румынии и Тайваню (рис. 2).
По последним имеющимся данным международной статистики об ассигнованиях на ИР гражданского назначения из средств государственного (или федерального) бюджета, Россия занимает 4-е место, уступая США (78,9 млрд долл.), Германии (43,2) и Японии (39,7 млрд долл.).
Источник: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Федерального казначейства и ОЭСР; результаты проекта «Анализ объемов и структуры государственных расходов на науку в России и оценка возможности международных сопоставлений со странами Организации экономического сотрудничества и развития» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовила Татьяна Ратай
Предыдущий выпуск: «Уровень владения цифровыми навыками в России и странах ЕС»
Все бюллетени серий «Наука, технологии, инновации» и «Цифровая экономика»