Рост инновационных затрат бизнеса
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует новые данные о затратах российского крупного и среднего бизнеса на инновационную деятельность.
В 2023 г. сохранился тренд на увеличение затрат на инновационную деятельность как в текущих ценах, так и в постоянных (с учетом инфляции) (рис. 1). Объем инвестиций в инновации российских организаций достиг 3,5 трлн руб., что на 23% выше показателя 2022 г. и в 1,2 раза — его значения в 2019 г. (в постоянных ценах). Интенсивность инновационных расходов (т. е. отношение затрат к общему объему отгруженной продукции) составила 2,5%, увеличившись по сравнению с 2022 г. на 0,4 процентных пункта.
Рост инвестиций в инновации наблюдается практически во всех отраслях экономики (табл. 1). Максимальный — в сфере услуг, где уход с рынка зарубежных компаний усилил активность бизнеса и ускорил развитие новых отечественных технологий (в постоянных ценах +48% к уровню 2022 г.). В 2023 г. организации сферы услуг инвестировали в инновации рекордные 1,8 трлн руб. За год существенно возросли затраты на инновации в организациях, осуществляющих разработку компьютерного ПО и консультационные услуги в данной области (в 3,2 раза, до 291,4 млрд руб.), деятельность в области информационных технологий (в 4,8 раза, до 78,8 млрд руб.), а также рекламную деятельность и исследования конъюнктуры рынка (рост более чем в 7,2 раза, до 13 млрд руб.).
Затраты на разработку и внедрение инноваций в промышленном производстве в 2023 г. составили 1,56 трлн руб. В группу отраслей с положительной динамикой в основном попали среднетехнологичные сектора, а также производство компьютеров, электронных и оптических изделий, напитков, табачных изделий и кожи, которые переориентировали свою деятельность в соответствии с возросшим потребительским спросом.
Структура затрат по видам инновационной деятельности непропорциональна. В общем объеме расходов российских организаций наибольшая доля затрат отводится на закупки технических средств — машин и оборудования (34,6%). На втором месте — расходы на выполнение исследований и разработок (32,9%). На другие виды инновационной деятельности компании традиционно тратят заметно меньше, однако в 2023 г. они существенно увеличили расходы на планирование, разработку и внедрение новых методов ведения бизнеса (в т. ч. организацию рабочих мест и внешних связей) (в 3,8 раза), дизайн (в 2,2 раза), маркетинг и создание бренда, а также разработку и приобретение программ для ЭВМ и баз данных (в 2 раза).
Главным источником финансирования инноваций по-прежнему остаются собственные средства организаций: в 2023 г. их доля составила 57,4%. Существенную роль играют также субсидии федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, которые суммарно обеспечивают более четверти (28,5%) инновационных расходов бизнеса.
Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата; результаты проекта «Подготовка справочных и аналитических материалов по вопросам развития науки в Российской Федерации и за рубежом, подготовка предложений по развитию статистического наблюдения в сфере науки с учетом актуализации мер государственной политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Валерия Власова и Светлана Фридлянова
Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»:
«Использование передовых технологий в производстве»
См. также: