Скрыть

Календарь

Октябрь
пн вт ср чт пт сб вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Дремучая инфраструктура

12 октября 2017

Илья Кузьминов, старший научный сотрудник Лаборатории исследований науки и технологий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, рассказал о новых инфраструктурных и технологических решениях, которые позволят усилить лесопромышленный комплекс страны. Комментарий вышел в тематическом приложениии к «Ежедневной деловой газете РБК» о лесной промышленности.

Неразвитость современной транспортной системы и логистики в лесном хозяйстве тормозит рост лесопромышленного комплекса. Одним из путей его развития может быть выращивание трансгенных лесов вдоль освоенных трасс.

Проблемы освоения

Согласно исследованию, проведенному Национальным лесным агентством развития и инвестиций, российские запасы древесного сырья равны примерно 80 млрд куб. м, что является вторым результатом после Бразилии, которая обладает запасами 97 млрд куб. м. «У России и Бразилии схожие проблемы в плане инфраструктурной доступности лесов для промышленной эксплуатации. С учетом того что площадь России существенно больше, при сопоставимых с Бразилией запасах сырья инфраструктурные затраты, необходимые для освоения лесов, намного выше», — говорит Виталий Липский, генеральный директор Национального лесного агентства развития и инвестиций.

К странам с большим лесным потенциалом, которые могут конкурировать с российским лесным фондом, обладают большим объемом запасов древесного сырья и развитой лесозаготовительной инфраструктурой, эксперты относят Швецию, Финляндию, США, Китай и Канаду. Вместе с тем существуют и страны со слабо развитой лесозаготовительной инфраструктурой, но с большим и быстро восстанавливающимся запасом древесного сырья. Речь идет о Бразилии, Конго, Индонезии, Малайзии, Нигерии. Россия не относится ни к первой, ни ко второй категории — отечественному лесному хозяйству не хватает инфраструктуры, что существенно ограничивает возможности увеличения объема заготовки, при этом лесонасаждения характеризуются длительными сроками восстановления: наш климат не подходит для быстрорастущих пород.

Древесина глазами инвестора

Развитые страны с большими запасами древесины обычно вначале удовлетворяют потребности внутреннего рынка, налаживая параллельно процесс внутренней переработки сырья, чтобы в дальнейшем привлечь инвестиции в экспортное производство. Чтобы стать привлекательной для инвестора, деревообрабатывающей компании необходимо наладить работу в нескольких направлениях, начиная с вопросов правовой защищенности потенциального акционера и заканчивая адекватной стоимостью рабочей силы. В конечном счете международный инвестор выберет ту страну, которая гарантирует ему высокий доход с минимальными затратами и быстрой окупаемостью в лесопереработке. А конечную стоимость древесного сырья определяют стоимость энергоресурсов и рабочей силы, наличие логистики и инфраструктуры. Кроме того, владелец капитала обязательно обратит внимание на срок лесовосстановления после вырубки. Поэтому при всем лесном богатстве России инвестиционная привлекательность отечественного леспроманеочевидна.

«У нас много проблем с инфраструктурой, в том числе дороговизна строительства лесовозных дорог (и из-за особенностей климата, в связи со спецификой работы строительного комплекса, а также по причине высокой ставки кредита), концентрация заготовок и промышленности вдоль крупных транспортных артерий, созданных еще в советское время», — говорит Илья Кузьминов, кандидат географических наук, заведующий отделом информационно-аналитических систем Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Есть еще одна важная проблема — удаленность многих районов лесозаготовок от крупных морских портов. «Известно, что морской транспорт — самый дешевый для многотоннажных грузов, поэтому в развитых странах, таких как США, мощности по переработке древесины часто сконцентрированы на побережье возле портов (например, целлюлозные комбинаты)», — объясняет эксперт. Самое выгодное положение в этом смысле занимает Архангельск, однако вблизи города становится все меньше доступных для промышленного использования лесов. В связи с этим стоимость перевозки увеличивается, а для многих, особенно небольших, компаний — поставщиков сырья организовать поставки по железной дороге очень сложно, в то время как доставка автомобильным транспортом на большие расстояния невыгодна.

Трансгенный лес

В крупных отраслевых компаниях признают, что отсутствие инфраструктуры является серьезным препятствием на пути реализации инвестпрограмм. «Мы формируем стратегию группы “Илим” по географическому и продуктовому принципам», — говорят в компании. Для успешного строительства и запуска новых производств помимо прогнозируемого рынка сбыта необходимо наличие трех главных составляющих. Это доступность сырьевой базы, большой объем финансирования и отраслевые компетенции по реализации подобных крупных проектов — от капитального строительства до эффективного сбыта. Сочетание этих трех условий встречается достаточно редко, поэтому многие проекты, о которых было заявлено ранее, в конечном итоге так и не были реализованы, объясняют в «Илиме». По мнению экспертов, выходом из ситуации может стать создание очагов развития в ключевых портах на севере и востоке страны, а также выращивание интенсивных лесных культур там, где логистика и транспортировка уже налажены. «Лесовыращивание с быстрым циклом роста деревьев и “сбора урожая” — 10–15 лет, не больше, как это организовано в Финляндии», — описывает технологию Илья Кузьминов. По его словам, добиться этого помогут «лесные плантации генно-модифицированных деревьев, если будут приняты соответствующие законодательные изменения, которые “дадут зеленый свет” этому направлению развития». В России есть опыт выращивания саженцев быстрорастущих генно-модифицированных берез и осин в теплицах и на открытом грунте, но разводить трансгенные леса запрещено, и у такого подхода немало противников.

Эксперты рассчитывают, что лесная инфраструктура будет развиваться вместе с экономикой лесопромышленных регионов. «Что касается крупных транспортных магистралей, то когда будут строиться новые (например, железные дороги, федеральные автомобильные трассы), прорезывающие лесные малонаселенные районы страны, соединяя крупные города, вдоль них неизбежно будут развиваться лесозаготовки», — говорит Илья Кузьминов.

Инвесторы пока присматриваются к российскому рынку. Лесопромышленные комплексы в государствах-лидерах достигли пика своего развития: стремительного роста объема заготовки и переработки круглого леса в этих странах быть не может. Подъема можно ожидать в развивающихся лесопромышленных державах. «По мере развития лесной инфраструктуры этих стран они будут выглядеть весьма привлекательно для инвесторов из-за низкой стоимости рабочей силы, древесных ресурсов и быстрого их восстановления», — говорит Виталий Липский.

Автор: Анна Героева

Источник: РБК+

12.10.2017