• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Публикации в СМИ

HSBC заметил недостаток глобального оптимизма у российских компаний

РБК. 2 ноября 2018

Экономический оптимизм российских компаний по поводу внешних рынков оказался ниже, чем в других странах, охваченных исследованием банка HSBC. Респонденты оптимистичнее, когда вопросы касаются не глобальной ситуации, а их бизнеса, сообщает РБК. Чаще всего на горизонте 3–5 лет руководители российских компаний планируют развивать бизнес в Белоруссии, Казахстане и Германии. В комментарии изданию директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович перечислил факторы, повлиявшие на привлекательность этих стран для предпринимателей. 

На фоне разговоров об усилении санкций оптимизм российских компаний по поводу перспектив международной торговли оказался ниже, чем в среднем по миру, показало исследование банка HSBC, поступившее в РБК.

Позитивный прогноз дали представители 69% работающих в России компаний, в то время как в целом по миру показатель составил 78%.

Исследование в России HSBC проводил впервые: эксперты опрашивали топ-менеджеров 350 российских компаний в разных секторах экономики в течение шести недель, с июля по сентябрь. Примерно на этот период пришлось обострение санкционной риторики в США: в августе Госдепартамент США объявил о планах ввести против России санкции в связи с делом об отравлении семьи Скрипалей, а американские сенаторы подготовили законопроект о расширении санкций, которые могут затронуть иностранные инвестиции в российский госдолг и ограничить долларовые расчеты российских госбанков.

На глобальном уровне HSBC опросил 8650 компаний в 34 странах, затронув как крупный и средний, так и малый бизнес.

Российские респонденты выступают оптимистичнее, когда вопросы касаются не глобальной ситуации, а перспектив их собственной компании. В таком разрезе не 69%, а 80% из них настроены оптимистично (на глобальном уровне — 81%). HSBC советует российским компаниям подготовиться к неопределенности в будущем и снижать задолженность по кредитам в валюте с учетом угрозы новых санкций.

Главными причинами экономической уверенности на уровне компаний стали стабильные отношения с поставщиками (о них говорят 32% опрошенных), потребительская уверенность (29%) и восстановление экономики (29%). Российский бизнес пострадал от продления санкций, но проблемы сгладил рост цен на нефть, отмечают эксперты HSBC.

Авторы опроса придают ключевое значение тому, как бизнес оценивает перспективы экспорта и международной торговли, но это малоактуально для большинства российских компаний, сказал РБК завлабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло. «Особенно в современных условиях, когда Россия вступила в войну санкций, которая все усиливается. Поэтому говорить о международной торговле не приоритетно для текущего периода», — считает экономист.

Протекционизм и регулирование

На фоне торговых войн респондентам также задали вопрос о политике протекционизма. 60% компаний в России заявили, что государственный протекционизм, обеспечивающий защиту национальных компаний, усиливается. Это в целом соответствует настроениям в мире: аналогичную тенденцию отметили 63% участников глобального опроса HSBC.

Оценки перемен в регулировании предпринимательской деятельности неоднозначны. 27–28% респондентов указали на сложности при получении разрешений и растущие затраты на выполнение требований регуляторов. Но при этом 27% участников опроса считают, что регулирование повышает конкуренцию, а 22% говорят о том, что это снижает издержки. В рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business, который 31 октября опубликовал Всемирный банк, Россия заняла 31-ю позицию, значительно улучшив свои показатели с 2011 года, когда она была на 124-м месте, но не достигнув 20-го места, как планировалось в майских указах президента.

Равнение на Белоруссию и Казахстан

Руководителям компаний предложили назвать три страны, где они планируют развивать бизнес в ближайшие три-пять лет. Чаще всего упоминались Белоруссия (13%), Казахстан (12%) и Германия (9%). Вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС стимулирует российских предпринимателей открывать филиалы в Белоруссии и Казахстане и пользоваться беспошлинным ввозом и другими бонусами, объясняет директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. Рост экспорта в Германию, в свою очередь, выше, чем в остальные европейские страны, и российский бизнес заинтересован в создании совместных предприятий, добавляет он.

Такие настроения связаны с тем, что Германия «выбивается из общей санкционной войны и спускает ввод новых ограничений на тормозах», отмечает Сергей Цухло.

Свыше половины (56%) компаний ждут, что смогут получить выгоду от различных соглашений о свободной торговле. 40% респондентов ожидают позитивного влияния китайской инициативы «Один пояс — один путь». 47% опрошенных считают благом для своего бизнеса ситуацию с американскими пошлинами на сталь и алюминий, а четверть (25%) опасаются их негативного воздействия. Сейчас спор о тарифах рассматривается в рамках Всемирной торговой организации.​

Автор: Ольга Агеева

Источник: РБК

01.11.2018