• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Соцсети готовят детей к вызовам будущего

Новые известия. 11 марта 2019

Многие привыкли думать, что соцсети, в которые «залипают» дети, — это зло. Может и так, если сравнивать с прошлым веком, когда двор, школа или спортивная секция были главным полигоном для оттачивания социальных навыков. Но эксперты по форсайту уверены, что сейчас будущее за детьми, «залипшими» в смартфоны. «Новые известия» попросили директора Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александра Чулока высказать свое мнение о вреде или пользе социальных сетей с точки зрения их роли в будущем.

Когда говорят о современных детях, уткнувшихся в мобильные телефоны, как о пропащем поколении, не приспособленном к жизни, упускают важную деталь. Дети острее взрослых чувствуют новые тренды и лучше приспособлены к грядущим изменениям. А уже сейчас понятно, что ближайшее будущее готовит нам такие грандиозные сюрпризы, что стоит серьезнее отнестись к тому, чем занимаются дети. Это может приоткрыть завесу над будущим.

В 2018 году число пользователей мобильных телефонов достигло 5,135 млрд человек и продолжает неуклонно расти. Смартфонами с выходом в интернет уже сейчас пользуется практически все взрослое население планеты, при этом среднестатистический пользователь проводит в Сети за перелистыванием ленты или общением на социальных платформах 2 часа 15 минут в сутки, а молодежь 16–24 лет — почти три часа, то есть минимум треть всего своего свободного времени. Только представьте масштабы «зла»: большая часть человечества треть своего досуга проводит в Сети. Вряд ли стоит называть такую тотальность «злом», это уже существенная часть жизни.

Если уж взрослые (аудитория от 35 до 54+ лет), согласно данным последнего отчета Медиаскопа, ежедневно просиживают перед телевизором 4–6 часов, то чего же мы ждем от школьников, склонившихся над экранами смартфонов?

Беспокойство родителей можно понять, их пугает, что дети перестали играть в привычные игры и проводят время, прилипнув к экранам, подобно взрослым. Но, во-первых, не исключено, что эпоха недорогих уличных забав закончилась и в ходу теперь другие игрушки. А во-вторых, не будем забывать, что суть любой игры — это подражание занятиям взрослых и примерка связанных с этим социальных ролей. Вот и выходит, что с одной стороны — какое время, такие и игры, а с другой — чем опытнее и свободнее ребенок пользуется интернетом, тем более подготовленным к взрослой жизни он станет.

Представители поколений, выросшие в советские времена, сравнивают в свою пользу детство, в котором не было интернета (универсальной игры с бесконечным информационным и коммуникационным потенциалом), с детством нынешних детей. Им кажется, что современные дети проигрывают ловким и спортивным подросткам ХХ века. Но ХХ век остался в прошлом, а сейчас перед человечеством стоят новые вызовы, которые требуют от людей совершенно других умений. И это точно не умения лазать по деревьям или разжигать костры. Новые востребованные навыки будут определённо из области взаимодействия с социальными сетями и способности решать задачу, выбирая подходящий ответ среди тысячи правильных.

Например, в эпоху огнестрельного оружия успешнее тот, кто быстрее перезаряжает ружье, а не тот, кто дальше кидает копье. Игнорирование этого принципа погубило не одну цивилизацию. Так вот сейчас дети в интернете осваивают основное оружие будущего — соцсети, от навыков обращения с которыми будет зависеть их дальнейший успех. С приходом интернета изменилась эпоха. Дети всегда такие вещи чувствуют раньше. Поэтому эксперты предлагают отнестись к соцсетям как к изобретению многозарядного пистолета. Помните знаменитое выражение «Господь создал людей разными, а полковник Самуэль Кольт сделал их равными».

Интернет — это кольт ХХI века.

Количество интернет-пользователей в 2018 году достигло 4,021 млрд человек, что на 7 процентов больше, чем год назад. Аудитория социальных сетей в 2018 году насчитывает 3,196 млрд человек — это на 13% больше прошлогодней цифры.

«Новые известия» попросили директора Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александра Чулока высказать свое мнение о вреде или пользе социальных сетей с точки зрения их роли в будущем.

— Я не стал бы демонизировать массовое увлечение интернетом. В сети люди по-прежнему предпочитают читать, общаться и разглядывать картинки. Ровно то же самое, что они делали и тридцать, и пятьдесят лет назад. Только сейчас это не газеты и книги, а виртуальные новостные ленты на экране смартфона и посты в социальных сетях.

В 2018 году аудитория социальных сетей составила 3,196 млрд человек. Треть всего времени в интернете люди посвящали социальным сетям, которые уже достигли той стадии зрелости, когда с их помощью можно достучаться до всех демографических групп независимо от возраста и пола. Социальные сети стали главным источником информации для потребителей и в ближайшее время станут основной торговой площадкой.

— Соцсети — это новый уровень коммуникации. Я бы даже сказал принципиально иной уровень. Его не стоит бояться или ненавидеть, его надо изучать. Именно из-за того, что мы не понимаем алгоритмов соцсетей, они многим кажутся угрозой. А это всего лишь социальные навыки другого порядка.

Особенно остро воспринимают увлечение своих детей соцсетями родители. Я вижу в этом обычный поколенческий разрыв, отлично описанный многими классиками, например в произведении «Отцы и дети». Появление и расцвет соцсетей пришлось на поколение, которое ни дня не жило без интернета. Естественно, что мы разные. Все самое важное для них находится в Сети. Интернет для них, как вода в кране, она по определению всегда должна течь. Это вопрос бытового комфорта современного человека. Мы привыкли думать, что соцсети — это часть работы или игра, которая помогает расслабиться, или площадка, чтобы общаться с друзьями. Но для поколения нулевых ни работа, ни отдых, ни быт, ни коммуникация не существуют вне Сети. А от того насколько они умелые пользователи, зависит качество их жизни в будущем. Для них такое положение дел было всегда, и они не знают, как может быть по-другому. В этом их конкурентное преимущество перед нами. Чем больше навыков они обретают в соцсетях, тем более адаптированными они становятся.

Люди в возрасте 16–24 лет предпочитают искать информацию в соцсетях, а не в поисковиках. Четверть пользователей этой возрастной группы признаются, что большое количество лайков формирует их отношение к обсуждаемой теме. Социальная коммерция становится одним из основных каналов получения прибыли в интернете.

— Я считаю малоинформативным обсуждать цифры по социальным сетям. Когда говоришь о будущем, в голове нужно держать только одну цифру — 100%. Если брать ближайшие пять лет, то, согласно существующим прогнозам, в глобальную Сеть будут вовлечены все. Нас ждет в скором времени стопроцентное покрытие, стопроцентное участие, стопроцентное влияние и стопроцентное проникновение соцсетей — это неизбежный тренд, который подчинит себе всю остальную человеческую деятельность.

Facebook — самая крупная соцсеть по численности пользователей. Он абсолютный лидер по количеству активной аудитории в сутки. 76% пользователей заходят в соцсеть каждый день, в Instagram этот показатель равен 51%. Только 42% пользователей Twitter заглядывают туда ежедневно. Однако по посещаемости первое место занимает YouTube и причина его успеха — видео. Видеопосты получают самый активный отклик. YouTube и Instagram — это все-таки не информационные, а развлекательные сети. По сути, это портативные кабельное телевидение и глянцевый журнал.

Последнее время очень много научных открытий, прорывов наблюдается в области нейрофизиологии. Если несколько утрировать выводы этих исследователей, то ключевая потребность современного человека — постоянно раздражать свой мозг, давать ему пищу для работы. А что это будет — книга или твит — для мозга не принципиально. И там и там текст, и там и там информация, и то и другое — работа мозга. Так как в интернете скорость и масштаб информации несравненно больше, чем в случае с той же книгой, то для всех нас этот информационный поток из интернета— серьезнейший вызов. Мозг адаптируется и ищет способы находить и не упускать важное. Объем данных, обрушивающийся сегодня на современного подростка, на порядки превышает тот, что был еще два десятка лет назад. Поэтому, чтобы не утонуть в нем и не столкнуться с необходимостью информационного детокса, его мозгу приходится от чего-то отказываться. Например, от зазубривания математических формул или всех исторических дат с точностью до дней. Это может не нравиться родителям, бабушкам и дедушкам, но зачастую эти данные в «оперативной памяти» не так уж важны для будущего. Энциклопедизм, основанный на прошлом, уже не в тренде. Зато разгрузив мозг от одного, они загрузили его другим. Советую относиться к этому как к эволюционной адаптации.

Человечество стоит на пороге или уже вошло в совершенно новую реальность. Как сто веков назад земледелие и одомашнивание животных превратило охотников и собирателей в пастухов и крестьян, а порох положил конец рыцарству и крепостям, так и соцсети принципиально меняют человеческий уклад. При такой серьезной смене парадигм, можно определенно утверждать только одно: соцсети — это не деградация, человечество по-прежнему двигается вперед.

Социальные сети — всего лишь новая эволюционная ступень человечества в условиях усиливающейся технологизации. И если не будет «черного лебедя», то уже через 10-20 лет они настолько крепко опутают нас, что никто и не вспомнит, что было иначе или могло быть по-другому.

Но по-другому будет. И это тоже можно утверждать уверенно. Настоящий прорыв, который окажет более значимое влияние на современного человека, чем соцсети или интернет, случится, когда в обыденную практику войдут интерфейсы мозг—компьютер. Эта технология, которая уже прошла стадию лабораторной апробации, совершит поистине революционный переворот в жизни Homo Sapiens. Все современные тренды — такие, как прорывные разработки в области медицинских и биотехнологий, новая промышленная революция и умные города, освоение космоса и труднодоступных территорий, и, конечно, соцсети — подспудно готовят человека к внедрению этого интерфейса. Что будет после его появления, не возьмется предсказать ни один футуролог. В тот момент, когда человек оцифрует свои мысли, образы, эмоции и желания, наступят непредсказуемые последствия для вида Homo Sapiens. Жить и управлять этой новой цифровой реальностью предстоит нынешним школьникам. Она очень близко. Авторитетные эксперты от Курцвейла и Харари до Цукерберга, Брина и Кука говорят, что это случится уже через каких-то 15-20 лет. Ревизии подвергнутся все привычные ценности ХХ века: личность, приватность, гендерные роли, семья, социальная страта, государство, родина, реальность. Возможно, все они, кроме каких-то эмоциональных и духовных аспектов, отойдут на второй план. Это случится еще при нашей жизни, но разбираться с этим придется сегодняшним детям и подросткам. И уверяю вас, им пригодится весь арсенал цифровых и сетевых навыков, которые сейчас большинству взрослых могут казаться бесполезными или вредными.

Источник: «Новые известия»

11.03.2019