• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Узнаем, что едим: в магазинах начнут маркировать молочные продукты

Борьба чиновников с подделками соответствует мировому тренду, как подчеркнул в комментарии порталу TRUD.RU директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович, и не отразится на росте цен.

С сегодняшнего дня в нашей стране стартуют новые правила продажи молочных продуктов. Согласно январскому постановлению кабмина, еду без заменителей молочного жира в составе будут маркировать отдельно. Таким образом, покупателям будет проще различать на полках магазинов молочные, молочные составные и молокосодержащие продукты.

С 1 июля вся готовая животноводческая продукция (за исключением части молочных продуктов) будет сопровождаться ветеринарным сертификатом. Такие документы для питьевого молока, кисломолочной продукции, мороженого, сгущенки, сливок, сливочного масла и сыров начнут оформлять с 1 ноября. Электронные сертификаты на продукцию будет выдавать государственная информационная система «Меркурий», рассказали в Россельхонадзоре.

Среди молочных продуктов немало фальсификата, указывают чиновники. В 2018 году 21,6% исследованной специалистами «молочки» оказалось подделкой. Чаще всего растительные жиры применяют при изготовлении масла: здесь доля фальсификата доходит до 14%, молоко подделывают реже — 12%, а творог в 2% случаев. Распространение ветсертификатов на молоко и его производные сделает рынок чище, полагают в Россельхознадзоре.

Ритейлеры готовы, эксперты спорят

Почти все магазины X5 Retail Group (руководит «Пятерочкой», «Перекрестком» и «Каруселью») готовы исполнить требования нового закона. В торговых залах появятся плакаты, на которых объясняется смысл маркировки. На ценниках напечатают обозначения: СЗМЖ (с заменителем молочного жира) и БЗМЖ (без заменителя молочного жира).

В «Ашане» и «Магните» также подготовились к требованиям чиновников.

По мнению председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли Сергея Белякова, маркировка поможет покупателю сориентироваться и сделать выбор. Кое-что придется уточнять по ходу действия, говорит Беляков: неужели ритейлер должен нести ответственность, если покупатель переставил товар с определенной маркировкой на полку с другими товарами?

Введение маркировки сделает выбор покупателей более осознанным, соглашается и глава Роскачества Максим Протасов.

В апреле прошлого года с идеей запретить растительные жиры в составе всей молочной продукции выступал экс-министр сельского хозяйства Александр Ткачев. Как отметил исполнительный директор Союзмолока Артем Белов, растительные жиры допустимо использовать в молокосодержащей продукции, но в объеме до 50%. Присутствие растительных жиров в составе продукта позволяет снизить его стоимость, что подстегнет спрос на фоне продолжающегося падения доходов. Куда серьезнее подделки и использование заменителей жира, чем применение сухого молока при производстве сыра, подчеркнул Белов.

Нововведение не защитит покупателя от подделок, но повысит грамотность и осознанность выбора, считает координатор Федерального проекта «За честные Продукты!» Александр Бражко. «Недобросовестные продавцы смешивают на торговой полке аналогичные товары с заменителями. И многие потребители сталкивались с тем что, выбирая традиционный молочный продукт, они потом обнаруживали, что покупают что-то с заменителем молочного жира», — цитируют специалиста NationNews. Электронный сертификат поможет отследить происхождение продукции, но все же останутся недобросовестные производители, которые будут фасовать молочные смеси под видом традиционных продуктов, рассказал Бражко.

Маркировка молочной продукции — мировой тренд, сказал порталу TRUD.RU директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. «Все развитые страны маркируют продукты примерно также, как сейчас начнем и мы. Хуже не будет. И вряд ли бизнес пострадает от необходимости подробнее раскрыть состав еды», — отметил эксперт. Нововведение не должно повлиять на рост цен. «У нас рост цен непредсказуем. Некоторые предприниматели воспринимают любую риторику чиновников как сигнал взвинчивать цены. Но молоко — рынок конкурентный. Здесь повысить цены означает потерять покупателя и вылететь с рынка», — подчеркнул Остапкович.

Роспотребнадзор советует

Приведем рекомендации Роспотребнадзора по выбору молока и йогурта. На упаковке молока должны быть указаны наименование, срок годности (до и после вскрытия), дата производства, состав, пищевая ценность, изготовитель. Не стоит покупать молоко, если упаковка повреждена, информации недостаточно, а срок годности подходит к концу.

Подобные рекомендации касаются и йогуртов. Чем меньше срок годности продукта, тем выше вероятность, что в составе йогурта нет консервантов. Лучше избегать йогуртов, в сосаве которых есть консерванты, ароматизаторы «идентичные натуральному», стабилизаторы, загустители, красители. Также существенно, чтобы йогурт не назывался йогуртером или йогуртовым десертом.

Автор: Акатов Евгений

Источник: «Труд»

01.07.2019