• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Жизнь в кредит? Россияне начали больше тратить на развлечения

BFM.ru. 9 июля 2019

Во II квартале 2019 года доля россиян, вынужденных экономить, сократилась, показывают данные исследования The Conference Board и Nielsen. При этом, по сравнению с I кварталом, граждане стали больше тратить на развлечения вне дома, одежду и отпуск. Директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович пояснил в комментарии Business FM, с какими факторами связана эта тенденция.

Во II квартале 2019 года 76% россиян заявили о наличии у них свободных средств, показывают данные совместного исследования The Conference Board и Nielsen, на которые ссылается РБК. Доля граждан, которые вынуждены экономить, при этом сократилась до 67% по сравнению с 69% в I квартале.

Сейчас 20% граждан тратят средства на развлечения вне дома: это на 5 процентных пунктов больше, чем в I квартале. Небольшой рост есть в тратах на одежду и отпуск.

Впрочем, как считает директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович, возросшие траты на развлечения вовсе не свидетельствуют о росте доходов россиян, поскольку все это — в кредит.

«Эти цифры несколько расходятся с данными Росстата. В частности, опрос предпринимателей сферы услуг показывает, что деловая активность в сфере развлечений, культуры несколько сократилась во II квартале. Вполне возможно, что у нас резко возросло потребительское кредитование, за январь–май текущего года — где-то на 30% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Вероятно, эти деньги тратят на свой отпускной отдых, на другие услуги. Конечно, это все-таки мнимое увеличение доходов, но оно расширяет потребительские возможности людей».

Остапкович Георгий Владимирович
Директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

По словам эксперта, рост трат у россиян может быть связан также с сезонной активностью: летом больше тратят на отдых и развлечения.

Однако, скорее всего, причина в росте цен, считает генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян: «Стоимость отдыха сама по себе выросла. Бюджетные варианты продались первыми, а дальше россияне стоят перед выбором: платить чуть больше, чем они хотели бы, и ехать туда, куда хотят, или переносить отпуска. Поскольку отпуска — это вещи, которые стараются не переносить без нужды, то здесь траты выросли. Во вторую очередь, это увеличение стоимости авиаперевозки, которая уже не чартерная, а регулярная, она тоже выросла и выросла существенно, несмотря на заверения о том, что топливные сборы существенно не поднимались. Сама по себе неплохая загрузка регулярных рейсов привела к тому, что дешевые тарифы сейчас практически невозможно найти. А главное — это те траты, которые россияне несут, уже находясь в отпуске, ничего в мире не дешевеет, и траты, которые они несут на развлечения, оставляют порой почти половину бюджета от стоимости самой поездки. Статистика такова, что количество поездок не только не увеличилось, а, наоборот, сокращается».

Большинство опрошенных граждан (77%), по данным исследования, считают, что Россия находится в состоянии рецессии. В то же время всего 8% респондентов верят в улучшение экономической ситуации в стране в ближайший год.

Глобальное онлайн-исследование проводилось в июне 2019 года, в нем приняли участие 32 тысячи респондентов из 64 стран мира.

Источник: Business FM

08.07.2019