• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факты о студентах в науке

Учебный процесс в ведущих вузах страны все более тесно связан с исследовательским. Например, в Вышке, что даже подчеркивает ее декларация ценностей, лекции и учебники отражают результаты передовых исследований, а научные статьи и студенческие работы, модели и эксперименты «стремятся раздвинуть горизонты современной науки». Ко Дню студентов представляем подборку фактов о том, как сочетаются учеба и наука в российских вузах и конкретно в Вышке. Источниками данных послужили Мониторинг экономики образования, Мониторинг инновационного поведения населения, другие материалы ИСИЭЗ, а также результаты опросов Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ.

Как студенты участвуют в научной работе?

Наиболее распространенные формы участия студентов бакалавриата и специалитета очной формы обучения в научной работе — выступления на конференциях (в том числе студенческих) или семинарах — 24% в 2017 г. Посещали научные семинары и другие мероприятия 17%, участвовали в конкурсах научных студенческих работ 10%, публиковали свои труды 10%, безвозмездно участвовали в научных проектах 6% (за плату — только 1%), 2% были сотрудниками научных подразделений.

Студенты магистерских программ проявляют подобную активность как минимум в полтора раза чаще, чем бакалавры и специалисты. Наиболее распространенными видами научной работы у магистров также оказались выступления на конференциях или научных семинарах (43%). Они значительно чаще, чем студенты бакалавриата и специалитета, публиковали результаты своих исследований (30%). Кроме того, 26% студентов магистратуры посещали научные семинары и прочие научные мероприятия, 16% — участвовали в конкурсах научных студенческих работ. При этом проявить себя в научных проектах лабораторий, центров на безвозмездной основе или по гранту им удавалось существенно реже, чем в других видах научной деятельности.

Между участием в научной работе и успеваемостью наблюдается положительная связь. Так, в 2017 г. среди студентов бакалавриата и специалитета, учившихся только на «отлично», научными исследованиями занимались 74%, среди учившихся на «хорошо» и «отлично» — 53%, а среди имевших в основном хорошие оценки — 35%.

Как выпускники вузов закрепляются в академической среде?

Социальные ожидания от научной карьеры у студентов не самые оптимистичные. По данным Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ за 2017 г., большинство студентов дневных отделений организаций высшего образования (56%) ориентируются на работу в коммерческом секторе. Собираются пойти в бюджетный сектор 13%, карьеру в качестве госслужащего планируют около 9%, столько же студентов привлекает карьера в науке. А, по данным статистики 2017 года, фактически связывают свою профессиональную карьеру с наукой чуть больше 1% выпускников вузов, при этом, с учетом занимаемых ими исследовательских должностей, еще меньше — 0,7%.

Возможно, сказывается фактор семьи. Как показали результаты опроса общественного мнения, проведенного НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга инновационного поведения населения, в России профессию ученого считают удачным карьерным выбором для своего ребенка порядка трети граждан (32%). Для сравнения: в США 80% родителей поддержали бы своих детей в стремлении строить научную карьеру, в Израиле — 77%.

 «Вовлечение и закрепление молодежи в науке является одним из приоритетов Стратегии научно-технологического развития России, но задача не так проста, как кажется, — говорит Константин Фурсов, замдиректора Центра статистики и мониторинга науки и инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте РФ по науке и образованию. — Наряду с развитием инструментов поддержки молодых исследователей одной из острых проблем остается формирование качественной среды для профессионального роста. И это уже не только вопрос политики, но и задача для научных организаций и вузов по развитию конкретных практик, нацеленных на интеграцию образования и науки, совершенствование программ подготовки аспирантов, поддержки инициатив молодых исследователей и т. п.».

О студенческой науке в Вышке

В Вышке есть немало студентов, которые довольно активно включены в научно-исследовательскую работу. По данным ежегодного опроса студентов Центра внутреннего мониторинга (ЦВМ), в 2017 году около 10% в сумме участвовали в работе НУЛов (без оформления в штат) и НУГов, 5% вовлечены в исследования научных руководителей, небольшое число (1-2%) занимаются научными проектами в студенческих организациях. Есть особенно мотивированные студенты, которые «вкладываются» в свои курсовые/дипломные работы больше, чем того требует получение хорошей оценки (часть из них — победители НИРС), а также ориентированные на продолжение исследований участники экспедиций.

Наивысшим достижением студента в науке является полноценная научная публикация в рецензируемом журнале. При окончании бакалавриата, около 20% студентов имеют публикации, в том числе около 5% в российских или зарубежных научных журналах. Доля магистров, имеющих публикации, составляет 50% и 27% соответственно.

Наука как сфера профессиональной деятельности остается умеренно популярной среди студентов Вышки, особенно в бакалавриате. По данным ежегодных опросов ЦВМ, возможность построения карьеры в образовательных и научных учреждениях рассматривают около 10% студентов бакалавриата и четверть магистрантов НИУ ВШЭ.

Академическое развитие студентов НИУ ВШЭ начинается со знакомства с наукой, понимания научного метода, увлечённости научными открытиями или теориями. Затем следует приобщение к практике научных исследований, в учебной и реальной обстановке. Помочь заинтересованным студентам и научно-учебным лабораториям, центрам и институтам найти друг друга призвана Дирекция по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов. «С одной стороны, это важно с точки зрения кадрового обеспечения Вышки и российской науки в целом. С другой, наличие опыта участия в исследованиях дает конкурентные преимущества при построении карьеры не только в академической сфере, но и других секторах рынка (например, R&D)», — говорит ее руководитель Иван Груздев.

Создание условий для формирования у студентов Вышки приверженности академической профессии — цель созданного в конце 2018 года Центра академического развития студентов. Его директор Андрей Кожанов поясняет: «Двум связанным идентичностям мы хотим помочь состояться: идентификация с наукой того, что делает студент, и идентификация с наукой того, что делает Вышка. В мире, где прагматика определяет многое, мы хотим показать, что карьера исследователя — одна из лучших перспектив».

В ближайшее время в Вышке будет создана платформа для объединения «студенческого научного авангарда» в формате открытой системы коммуникаций, предусматривающей множество инструментов для развития студенческих научно-исследовательских проектов, развития академических навыков, популяризации науки, научного знания и профессии ученого.

О всех исследованиях, которые проводит Вышка, можно узнать на портале в разделе «Наука». А в «Справочнике исследователя» стоит обратить внимание на блок «Наука для студентов».

 

Тему развития студенческой науки комментировали:
Фурсов Константин Сергеевич

Замдиректора Центра статистики и мониторинга науки и инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте РФ по науке и образованию

Груздев Иван Андреевич

Директор по внутренним исследованиям и академическому развитию НИУ ВШЭ

Кожанов Андрей Александрович

Директор Центра академического развития студентов НИУ ВШЭ

В подготовке материала участвовали студентки 3-го курса факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ Валерия Власова и Венера Гильманова в рамках проекта «Инновационный сторителлинг об инновациях, новых технологиях, развитии науки», запущенного через Ярмарку проектовВ качестве иллюстрации использована фотография пресс-службы с последнего Дня Вышки. Эти и многие другие инициативы университета помогают студентам открывать дверь в науку. Наконец, среди 25 профессий будущего, к которым готовит Вышка, есть «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» (название англоязычной магистерской программы ИСИЭЗ).


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.