К 2030 году самолеты станут более экологичными
Версия для печати:
Отказ от авиадвигателей внутреннего сгорания
Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) — самые распространенные энергоустановки в современной авиации. Из-за больших объемов потребляемого топлива и вырабатываемых парниковых газов они крайне негативно влияют на окружающую среду. Отказ от ДВС станет вехой на пути к повышению экологичности авиационного транспорта.
Заменить ДВС могут двигатели нового типа, работающие от энергии солнечных батарей или других видов возобновляемых источников. Для введения в коммерческую эксплуатацию пилотируемых летательных средств этого типа надо решить задачу снижения взлетной массы воздушного судна за счет уменьшения веса солнечных батарей и его корпуса.
Уже созданы первые прототипы аппаратов на солнечных батареях. В 2009 году прошел летные испытания прототип самолета Solar Impulse. Его доработанная версия Solar Impulse2 смогла развить скорость до 140 км / час и установить мировой рекорд продолжительности пилотируемого полета для воздушных судов этого типа — 26 часов.
Благодаря мощным аккумуляторам, которые заряжаются в течение светового дня, такие самолеты способны совершать полеты и в ночное время. В скором будущем они могут стать популярным видом транспорта для перевозки грузов и пассажиров на региональных и местных маршрутах.
ЭффектыСамолеты на солнечных батареях позволят кардинально снизить затраты на авиаперевозки и полностью решить ключевые экологические проблемы современной авиации — выбросов парниковых газов и акустического воздействия на окружающую среду. |
Оценки рынка$22 млрд На первоначальном этапе солнечные батареи будут использоваться наряду с другими источниками, питающими электродвигатель. В 2020 году объем мирового рынка электросамолетов гражданской и военной авиации ожидается на уровне 22 млрд долларов при среднегодовом темпе роста 4,6 %. К 2030 году доля сегмента самолетов на солнечных батареях будет составлять 50–70 % рынка электросамолетов. |
Драйверы и барьерыРост стоимости авиатоплива и снижение себестоимости солнечной энергии, производимой в фотовольтаических системах, создадут благоприятные условия для серийного производства воздушных судов на солнечных батареях, их эксплуатации на местных и региональных маршрутах. Высокие требования к обеспечению безопасности полетов и обусловленная этим некоторая «инертность» отрасли авиастроения могут сдерживать реализацию тренда. В сегменте магистральных перевозок препятствием к коммерческой эксплуатации воздушных судов на солнечных батареях может быть недостаточная емкость аккумуляторов. |
Международные
|
Международные
|
Уровень развития
|
Нанотехнологии для миниатюризации бортового авиаоборудования
Значительное повышение экологичности авиации может быть достигнуто за счет уменьшения размеров и массы базовых элементов бортового оборудования воздушных судов — систем навигации, коммуникации, автоматического управления — при усилении их надежности и повышении энергоэффективности.
Снижение максимальной взлетной массы воздушных судов посредством миниатюризации бортового авиационного оборудования позволит, с одной стороны, уменьшить расход топлива, с другой — сократить количество полетов за счет увеличения коммерческой загрузки каждого совершаемого рейса.
Для реализации тренда потребуется качественное изменение конструкции воздушных судов, а также использование принципиально новых материалов для нанодатчиков, встраиваемых в разные части корпуса самолета.
ЭффектыСнижение себестоимости бортового оборудования и общих расходов на производство самолетов. Сокращение эксплуатационных издержек за счет уменьшения максимальной взлетной массы воздушных судов. Увеличение доступности авиаперевозок для населения. |
Оценки рынка$105 млрд В 2020 году объем мирового рынка бортового авиационного оборудования для гражданских воздушных судов может составить 105 млрд долларов при среднегодовом темпе роста в 10,5%. К 2030 году воздушные суда, частично или полностью оснащенные миниатюризированным бортовым оборудованием, могут занять примерно 80 % рынка гражданского авиатранспорта. |
Драйверы и барьерыСтимулирует спрос на миниатюрное бортовое оборудование воздушных судов развитие военной авиации. Трудоемкость и длительность процесса изменения конструкции самолета, а также высокая стоимость производства этого оборудования могут сдерживать развитие тренда. |
Международные
|
Международные
|
Уровень развития
|
Самолеты с изменяемой геометрией (стреловидностью) крыла
Повысить топливную эффективность воздушного судна можно за счет оптимизации динамики полета и распределения максимальной взлетной массы. На решение этих задач нацелены разработки в области изменяемой геометрии крыла.
Адаптация конструкции крыла к условиям полета (при высокой скорости эффективна большая стреловидность крыльев, на низких скоростях — меньшая) позволяет на 15–20 % увеличить отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению крыльев, что способствует уменьшению расхода топлива.
Одну из самых перспективных разработок в этой области ведет компания FlexSys Inc. по заказу NASA. Ее технология трансформируемых закрылок (крепятся к неподвижной части крыла с помощью не оставляющего зазоров гофра, перемещаются вверх-вниз во встречном воздушном потоке, изменяя таким образом геометрию крыла в зависимости от условий полета) уже прошла летные испытания на базе воздушного судна Gulfstream III, показав высокую эффективность.
ЭффектыСнижение объема потребляемого топлива и выбросов парниковых газов. Увеличение скорости самолетов. Снижение себестоимости летного часа. Повышение доступности авиаперевозок и сокращение времени в пути. |
Оценки рынка$135 млрд В настоящее время оборот гражданского сегмента рынка воздушных судов с изменяемой геометрией крыла оценивается в 135 млрд долларов (или 10000 единиц техники, включая бизнес-джеты). В 2025 году спрос на воздушные суда такого типа составит около 14000 единиц техники, в 2030 году — около 23000. |
Драйверы и барьерыПервоначально формировать спрос на летательные аппараты с изменяемой геометрией крыла будут военная авиация и космическая индустрия. Развитие индустрии сверхзвуковых пассажирских самолетов нового поколения станет стимулом к широкому применению данной технологии в гражданском секторе. Разработка будет особенно востребованной в производстве бизнес-джетов. Ограничением является тот факт, что адаптивное крыло приспособлено для полетов на сверхзвуковых скоростях, поэтому при современной системе конструирования воздушных судов использование изменяемой геометрии крыла невозможно. |
Международные
|
Международные
|
Уровень развития
|
Мониторинг глобальных технологических трендов проводится Институтом статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (issek.hse.ru) в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
При подготовке трендлеттера использовались следующие источники: Прогноз научно-технологического развития РФ до 2030 года (prognoz2030.hse.ru), материалы научного журнала «Форсайт» (foresight-journal.hse.ru), данные Web of Science, Orbit, nasa.gov, forecastinternational.com, iea.org, icao.int, boeing.com, airbus.com, avascent.com, faa.gov,aviaport.ru, researchandmarkets.com, marketsandmarkets.com и др.
Более детальную информацию о результатах мониторингового исследования можно получить в ИСИЭЗ НИУ ВШЭ: issek@hse.ru, +7 (495) 621-82-74.
© Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014