Развитие судостроения поможет российской экономике
Внедрение инноваций в судостроительной отрасли, создание современных верфей и высокотехнологичных судов, в том числе для освоения и транспортировки ресурсов арктического шельфа, могут дать России конкурентные преимущества на мировом рынке судостроения. Правда, без поддержки государства развить эти начинания было бы сложно, рассказал замдиректора Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Олег Карасев, выступая на Форсайт-конференции 2014.
Прогресс судостроения влияет на научно-технологическую и социально-экономическую сферы и стимулирует межотраслевое взаимодействие. Особенно в том случае, когда судостроительная отрасль оказывается флагманом инноваций. Однако производство современных судов, на которые делают ставки ведущие морские державы, весьма капиталоемко.
Для того чтобы затраты оправдались и судостроение действительно служило драйвером развития экономики, необходимо предвидеть глобальные и национальные вызовы и перспективы и адекватно оценивать нынешнее состояние отрасли. Подробные диагнозы и возможные сценарии развития до 2030 года представил Олег Карасев в докладе «Дорожные карты для судостроения» на IV Международной научной конференции «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика». Соавторами доклада стали ведущий научный сотрудник отдела мониторинга экономики образования ИСИЭЗ Наталья Великанова и научный сотрудник Форсайт-центра ВШЭ Анастасия Еделькина.
Доклад основан на результатах «Форсайта гражданского судостроения — 2030» — совместного проекта специалистов ИСИЭЗ и ФГУП «Крыловский государственный научный центр», ведущего исследовательского центра в судостроительной отрасли России. В этой работе эксперты выявили ключевые «окна возможностей» для отрасли, в том числе с опорой на общемировой контекст.
Определить перспективы российского судостроения позволил анализ свыше 400 технологий и продуктов из 11 тематических областей, среди которых — конструкции и механизмы судов, энергетика, экология, навигация, телекоммуникации и связь и пр.
Судостроению нужны инвестиции
Главные внешние угрозы для судостроения РФ связаны с «флуктуациями» экономики и усилением позиций конкурентов на рынке, считают авторы доклада.
Общий знаменатель большинства внутренних проблем судостроения — недостаточное финансирование отрасли и технологическое отставание. Эксперты отметили низкую производительность труда в судостроении и отсутствие конкурентоспособности у многих видов продукции на фоне высокой стоимости строительства судов.
Среди других проблем отрасли — дефицит квалифицированных кадров и пробуксовка технологий в области строительства гражданских судов (отсюда и не то качество конструкционных материалов, несоответствие судов ряду требований международных экологических стандартов). Значительно изношена и инфраструктура внутренних водных путей.
С учетом всех этих обстоятельств не удивительно, что отрасль мало привлекательна для инвесторов. Между тем, им стоило бы присмотреться к наиболее перспективным направлениям развития судостроения, среди которых — создание высокотехнологичных типов морской техники, в том числе предназначенных для работы в Арктике.
К успеху может привести Северный морской путь
Конкурентные преимущества российского судостроения во многом связаны с сохранением части технологического потенциала со времен СССР, в частности, с высокотехнологичным судостроением, отметил Олег Карасев.
Наиболее качественной продукцией отрасли были и остаются ледоколы — дизельные и атомные, буксиры, научно-исследовательские суда. Тут у России, по оценке экспертов, существует значительный технологический задел. Однако его необходимо развивать.
Эксперты связывают большие надежды с эффективной эксплуатацией Северного морского пути, с работами на континентальном шельфе России: разведкой и добычей углеводородов и биоресурсов и их транспортировкой.
Шельф Арктики — прежде всего Баренцево и Карское море — считается «клондайком» углеводородов. По сути, полный цикл работ на нем — от разведки до перевозок готовой продукции — это один из возможных ответов на энергетический вызов глобального плана. Речь идет об истощении запасов невозобновляемых источников энергии на фоне роста энергопотребления.
Многие авторитетные прогнозы говорят о том, что спрос на жидкие углеводороды в будущем будет расти — развивающиеся экономики разных регионов мира нуждаются в доступных энергоресурсах. И это одно из «окон возможностей» для России, которое нельзя упустить.
Но, как бы то ни было, для наиболее успешного освоения Северного морского пути нужно активнее развивать технологии ледовой эксплуатации. И здесь у России есть преимущества хотя бы в силу того, что число сильных конкурентов в этом сегменте очень невелико.
В этой нише оказываются наиболее высокотехнологичные и наукоемкие суда и морская техника: буровые платформы, танкеры, газовозы, отгрузочные терминалы, буксиры и научно-исследовательские суда. Причем последние не только изучают природные богатства шельфа, но и ведут экологический мониторинг и участвуют в гидрометеорологических проектах.
Если Россия не разовьет свой задел в этой нише, конкурентные преимущества отечественного судостроения могут быть безвозвратно потеряны, прогнозируют авторы доклада. Особенно если учесть, насколько активизировались зарубежные судостроители, которые настойчиво добиваются участия в проектах освоения российской Арктики.
Судостроение остается приоритетом государств
Другие сильные стороны российского судостроения связаны с низкой себестоимостью перевозок внутреннего водного транспорта и заинтересованностью государства в развитии отрасли.
Государство старается поддерживать отрасль как напрямую — с помощью программ развития, так и косвенно, с помощью новых инструментов инновационной политики — например, кластеров и технологических платформ.
Для определения приоритетов развития отрасли большое значение имеют форсайт-исследования. Это система научно-технологических прогнозов будущего, которая, по мнению многих специалистов, фактически обрела государственную значимость (см. статью «Форсайт стал частью госполитики»). Отправными точками такой институционализации стали, в частности, «Долгосрочный прогноз научно-технологического развития РФ до 2030 года» (подписан премьер-министром в январе этого года) и закон «О стратегическом планировании в РФ» (принят в июне).
Пора развивать перевозки, добычу ресурсов и исследования
Резервы развития рынка, по мнению авторов доклада, связаны с несколькими сегментами судостроения. Среди них — грузовые и пассажирские перевозки, добыча и переработка морских биоресурсов, научные исследования.
Внедрение инноваций в отрасли должно способствовать росту грузооборота водного транспорта и продлению навигации, обеспечению доступности некоторых территорий страны с помощью скоростного пассажирского транспорта. Необходимо также развивать систему международных транспортных коридоров. Нужны рекреационные зоны в приморских городах и «апгрейд» круизного туризма.
Следует также сфокусироваться на исследованиях — изучении океана и разработке морских биотехнологий.
В промысловом сегменте отрасли надо осваивать новые районы добычи и новые технологии переработки биоресурсов.
Так или иначе, работы в судостроении предстоит много. Авторы доклада осветили четыре возможных ее сценария — два инерционных (пессимистический и оптимистический) и два инновационных.
Инерция в отрасли чревата утратой технологий
По пессимистическому инерционному сценарию, в России до 2030 года не будут построены современные верфи, а внедрение инновационных технологий в строительство судов отложится. Немалая часть средств пойдет на закупку оборудования с применением импортных комплектующих. Серьезные последствия повлечет за собой отсутствие инвестиций в исследования и разработки новых методов производства судов.
Инерционная жизнь отрасли будет означать следование за удовлетворением потребностей таких сегментов рынка, как грузовые перевозки, добыча и переработка морских биоресурсов, эксплуатация месторождений полезных ископаемых, отмечают авторы доклада. Будут востребованы малые скоростные суда, плавсредства для внутренних водных путей, научно-исследовательские суда, ледоколы.
Потребности внутреннего водного транспорта, по расчетам научной группы, могут быть удовлетворены на 70-80% от необходимого объема, а спрос на сложные гражданские суда — на 50-60%.
В целом при развитии инерционных сценариев российское судостроение может утратить не только отдельные технологии, но и свое место на мировом рынке судостроения, подчеркивают авторы доклада.
Инновационные сценарии помогут развитию смежных отраслей
Пессимистический инновационный сценарий предполагает активную государственную поддержку судостроения и формирование эффективной финансовой инфраструктуры. Эти усилия позволят построить современную верфь для производства гражданских судов. Прогнозируется и рост числа новых научно-исследовательских проектов.
В этом сценарии ожидается, что российским производителям удастся удовлетворить потребности в судах для внутренних водных путей на 70-80%. В строительстве сложных гражданских судов (научно-исследовательских, ледоколов и пр.) этот показатель достигнет 100% от нужного объема.
При оптимистическом инновационном сценарии российское судостроение выйдет на новый виток развития. Повысится его инвестиционная привлекательность и технологическая оснащенность. Такое развитие событий даст возможность возвести сразу несколько современных верфей для выпуска гражданских судов, интенсивного внедрения инноваций в их производство, увеличения объемов исследований.
Вместо поддержки строительства всей номенклатуры судов такой сценарий подразумевает точечные инициативы по мелкосерийному производству. Драйверами роста отрасли здесь будут кластеры для нишевого производства.
Переход к инновационным сценариям в судостроении потребует активной поддержки конкуренции в смежных отраслях. Множественные эффекты производства высокотехнологичных судов укрепят конкурентные позиции компаний во всех звеньях производственной цепочки. Производители могут ориентироваться на самые разные сегменты спроса.
При этом, несомненно, предполагается активная позиция государства в области гражданского судостроения, заключают эксперты.
Ольга Соболевская, для OpEc.ru