Почему пользователи становятся изобретателями
Пользовательские инновации происходят в странах, находящихся на разном уровне экономического развития. Нередко появление нового продукта не связано с получением коммерческой выгоды, выяснили эксперты в ходе исследования «Пользовательские инновации в советский период: аналоги в развивающихся экономиках», проведенного в рамках Мониторинга инновационного поведения населения. Доклад по результатам был представлен на VI Международной научной конференции «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика».
Авторы исследования:
Константин Фурсов, доцент, завотделом исследований результативности научно-технической деятельности Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ.
Джонатан Линтон, профессор Университета Оттавы (Канада), завлабораторией исследований науки и технологий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Елена Чернович, студентка магистратуры факультета социальных наук НИУ ВШЭ.
Что изобретают потребители
Масштабы потребительских инноваций впечатляют. По данным зарубежных исследований, в последние десятилетия наиболее активно изобретатели разрабатывали научное и медицинское оборудование, спортивные тренажеры, производственые детали, оборудование для информационных систем, программное обеспечение.
Где потребители обеспечивают инновации?
- 80% — научное оборудование;
- 37,8% — спорт;
- 36% — производство;
- 26% — информационные системы;
- 24,3% — программное обеспечение;
- 22% — хирургическое оборудование;
- 19,2% — катание на горных велосипедах;
- 9,8% — потребительские товары.
Почему пользователи становятся изобретателями, какие мотивы ими движут и к чему приводят, кроме появления новых товаров и услуг? Для ответа на эти вопросы ученые проанализировали инновационные разработки, реализованные в государствах с непохожей экономикой и политическим строем.
От «бубликов» до 3D-принтеров
Образец инноваций в условиях дефицита потребтоваров, отсутствия рынка и стимулов для создания конкурентоспособных продуктов дал СССР.
Советское государство традиционно поддерживало развитие спорта, однако производство спортивного оборудования для массового потребителя в число приоритетов не входило. Например, поклонникам водного туризма было сложно найти качественные лодки для участия в гонках. Но в спортивных командах, сформированных в университетах или на предприятиях, всегда находились люди с инженерными знаниями и навыками. Именно они в 70-х–начале 80-х годов бросили вызов проблеме.
Сначала были усовершенствованы тяжелые и неустойчивые байдарки, выпускаемые советской промышленностью. К 1977 году силами туристических команд построены компактные и маневренные суда с конструкциями из алюминиевых сплавов и надувными баллонами вдоль бортов. В 1986 году впервые протестирована новая модификация, предназначенная для прохождения порогов высокой сложности, — лодка-«бублик»: соединенные рамой два надувных элемента, где сидели гребцы. Все эти решения до сих пор не имеют прямых аналогов в мире.
Кроме лодок так же, то есть без опоры на финансовые стимулы и производственные мощности, изобретатели-любители модернизировали оборудование для водного слалома: одежду, палатки, спальные мешки и др. В 1990-е годы многие из туристов основали фирмы по производству спортивного инвентаря и большая часть разработанных ими продуктов вышла на рынок.
Пример инноваций в исторически неинновационной экономике нашелся в Африке. В Нигерии для борьбы с поддельными лекарствами энтузиасты запустили технологию, основанную на мобильной телефонии. Каждый желающий мог отсканировать код медицинского препарата, отправить его по sms и получить информацию о происхождении медсредства. Это изменило ситуацию в стране, а компания Sproxil, основанная в 2009 году для продвижения новой услуги, со временем расширила свою географию и начала работать в Кении, Индии, Мексике, Саудовской Аравии, Пакистане. В этих странах проблема использования оригинальных лекарственных препаратов стоит не менее остро.
Инициаторы африканского ноу-хау заручились поддержкой местного Минздрава. Движущей силой одной из инноваций в США стало сообщество пользователей. Исследователь из Рочестерского технологического института Джон Скул, не сумев найти финансирование для проекта по созданию механических ручных протезов для детей, основал электронную платформу e-Nable — интернет-сообщество, объединившее на благотворительных началах дизайнеров, изготовителей персональных протезов на 3D-принтерах и потребителей этой продукции. В течение двух лет e-Nable пополнилось пятью тысячами сторонников, а бесплатные протезы получили нуждающиеся в 40 странах.
Прогресс не ради прибыли
Примеры подтверждают, что появление инноваций не ограничено рыночными экономиками Запада. Новые продукты и услуги могут быть разработаны в разных экономических и политических системах: в нерыночном пространстве под управлением государства (дизайн лодок в СССР), на исторически непаханом поле инноваций в развивающихся странах (Sproxil), на основе информационно-коммуникационных технологий в глобальном пространстве (e-Nable).
Главное, что объединяет эти случаи, — высокая мотивация инноваторов, которая нацелена прежде всего на решение актуальной для общества проблемы и лишь затем на извлечение финансовой выгоды.
Стимулы для инноваций:
- удовлетворение личных потребностей (больший комфорт при пользовании продуктами и услугами);
- получение каких-либо преимуществ (победа в соревнованиях и т.п.);
- потребность использовать существующие технологии и инфраструктуру;
- творческий интерес;
- тренировка навыков;
- безопасность (не случайно значительное развитие инноваций приходится на военные периоды, когда в первую очередь важна защита, а не получение прибыли).
Реализация этих мотивов, отметили исследователи, как и понимание того, что новая продукция появляется не только по экономическим соображениям, приводят к глобальным результатам: от производства товаров и стимулирования развития промышленности до вовлечения граждан в выполнение социального заказа.
Автор: Светлана Салтанова
Источник: IQ.hse.ru