• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Люк Джорджиу о драйверах инноваций: Форсайт и... госзакупки

В рамках Международной конференции «Форсайт: инновационные ответы на глобальные вызовы» вице-президент по исследованиям и инновациям Университета Манчестера Люк Джорджиу дал интервью Новостной службе портала ВШЭ, где рассказал о Форсайте и об инновационном потенциале механизма госзакупок.

Люк Джорджиу
Люк Джорджиу
— Господин Джорджиу, если бы вам нужно было написать книгу «Форсайт для начинающих», какое определение Форсайта и его задач вы бы предложили?

— Я бы сформулировал это так: Форсайт в конечном счете нужен для того, чтобы человек был готов к цепи событий, которые могут произойти в будущем. Думаю, это самое простое его определение, хотя, конечно, существует и множество гораздо более сложных.

— А по каким критериям или характеристикам можно отличить Форсайт, например, от такой понятной всем вещи, как планирование?

— Планирование относится к тому, что ты намереваешься делать, в то время как Форсайт позволяет открыть возможности и лучше понять ту среду, в которой ты собираешься что-то планировать. Форсайт предваряет планирование.

— Существуют ли различия в методологии Форсайта? Что в этом плане показала прошедшая конференция?

— Если взглянуть на всю таксономию методов, то станет понятно, что исследователи, в каких бы странах они ни работали, используют большинство из них. Разница здесь незначительная. Конференции, подобные нынешней, имеют «собирательный» эффект — мы обобщаем то, что было сделано, и в то же время каждый раз можем фиксировать определенный прогресс, достигнутый на этом направлении исследований.

— Ваш доклад на конференции касался так называемых grand challenges. Что под этим имеется в виду?

— Мне хотелось рассказать о том, как можно конструировать политику в свете grand challenges, то есть глобальных вызов современности. Я, в частности, указывал на то, что grand challenges могут сыграть двоякую роль для развития исследований и инноваций. Во-первых, они позволяют создать некую оболочку, внутри которой мы можем координировать свои действия, чтобы справляться с этими вызовами. Координация усилий в этом отношении очень, на мой взгляд, важна. Второй важный момент — коммуникационный. Эти вызовы можно использовать, чтобы донести до политиков и граждан, насколько эффективными в разрешении возникающих проблем могут быть инновации.

— В одной из своих статей несколько лет назад вы писали о том, что государство порой чрезмерно увлекается насаждением инноваций, не интересуясь, есть ли на них спрос. Эта проблема остается актуальной?

— Каждый бизнес должен в какой-то момент прибегать к инновациям, но вполне возможны ситуации, в которых инновационное давление на бизнес становится слишком большим. Характерный пример — это сектор государственных услуг. Нередки случаи, когда в разных частях этого сектора воспроизводится множество инноваций, в то время как более рационально было бы определить лучшую из них и распространять именно ее. Можно привести и другие примеры, когда государство чересчур подталкивает малый бизнес к инновациям, заставляя его «тянуться» далеко в будущее, тогда как бизнесу стоило бы сфокусироваться на улучшении своей повседневной деятельности. Вместо того чтобы заставлять небольшие фирмы вкладываться в R&D, можно было бы помочь им лучше использовать текущие знания и технологии. Их трансфер — это довольно серьезная проблема.

— Над какими проектами вы сейчас работаете?

— Самая большая область моих текущих исследований — использование государственных закупок как драйвера инноваций. Вместе с моей командой мы завершили масштабное исследование, опросив восемь тысяч фирм, выполняющих заказы британского правительства в самых разных секторах. Мы получили очень интересные результаты, подтвердившие наше изначальное предположение — госсектор действительно является основным драйвером инноваций. Многие из предпринимателей говорили, что они вынуждены были прибегать к инновациям, чтобы удовлетворять нужды госсектора. В то же время многие фирмы отмечали, что существующая в госсекторе бюрократия создает препятствия для инновационной активности.

— Не возникает ли здесь коррупционная опасность?

— Внедряя инновации в государственные закупки и предъявляя соответствующие требования потенциальным поставщикам, нужно внимательно следить за тем, чтобы эти процедуры не приводили к отрицательному отбору, чтобы заказы с их помощью не распределялись среди «знакомых» фирм. В госзакупках должны работать люди, понимающие, что такое инновации и способные обеспечить прозрачность конкурсных процедур.

— Отличная могла бы быть идея для совместных исследований с российскими коллегами…

— Конкретно над этой темой мы с российским коллегами пока что не работали, но мы поддерживаем с Высшей школой экономики и ИСИЭЗ очень тесные связи в исследованиях по Форсайту и инновационной политике. Я сам сейчас больше вынужден заниматься административной работой, но между двумя нашими институтами существует формальное соглашение, в рамках которого мы ведем несколько совместных проектов. Уверен, что и в дальнейшем наше сотрудничество будет не менее успешным.

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ