«Умная» инфраструктура для внегородских магистралей

Высокая аварийность, рост заторов и дорожно-транспортных происшествий (ДТП), большой расход энергии, дорогая эксплуатация дорожных объектов и другие транспортные проблемы характерны уже не только для густонаселенных мегаполисов, но также для небольших городов и внегородских магистралей. Чтобы удовлетворить растущие требования пользователей к скорости и качеству передвижения, в дорожной отрасли внедряются технологии, которые минимизируют роль человеческого фактора и усиливают «интеллектуальность» транспортных систем.

В настоящем выпуске информационного бюллетеня представлены технологические тренды, связанные с развитием «умной» инфраструктуры для внегородских передвижений. Описанные разработки позволят обеспечить безопасность на дорогах (снизить число ДТП), увеличить экономическую эффективность перевозок (оптимизировать систему дорожных сборов) и сделать поездки более удобными (за счет сокращения времени в пути, оповещения о дорожной ситуации в режиме реального времени).

Версия для печати:   

«Прощающая» дорожная инфраструктура

Ежегодно в мире в ДТП гибнет порядка 1,3 млн человек. Еще 40–50 млн человек получают травмы и увечья. Поскольку безопасность движения зависит не только от характеристик автомобиля и навыков водителя, сегодня во многих странах уделяется самое пристальное внимание строительству «умных» дорог, обладающих «прощающей» инфраструктурой, которая компенсирует неспособность человека избежать ошибок и его физическую уязвимость на дорогах.

«Умные» дороги позволяют экономить энергию и одновременно обеспечивают повышение безопасности для всех участников движения. Для решения первой задачи применяются системы подсветки, приводимые в действие по факту приближения автомобиля; люминесцентная краска, которая «заряжается» в дневное время суток и светится в темноте; вдоль магистрали размещаются солнечные батареи, запасающие энергию днем и расходующие ее в ночное время. Чтобы обеспечить долговечность и безопасность дорожного полотна используют инновационные материалы и инженерные решения (модификаторы дорожного покрытия, структурированная дорожная разметка из термопластика, покрытия противоскольжения и т.п.). Целый ряд технологий позволяет повысить информативность магистрали (например, индикаторы погодных условий и состояния проезжей части). Такие дороги можно будет снабжать специальными индукционными полосами, предназначенными для подзарядки аккумуляторов электромобилей во время движения.

 


 


 

Оптимизация системы дорожных сборов (pay-as-you-go tax)

В большинстве развитых стран спрос на дорожную сеть со стороны пользователей сейчас значительно превышает предложение из-за высокой плотности автомобилей (350–400 машин на 1000 жителей и более). Равновесия между спросом и предложением можно достичь благодаря вводу целевых налогов — превращенной формы платы за проезд по автомобильным дорогам на основе принципа «пользователь платит» («pay-as-you-go tax»).

Внедрение современной системы автоматических дорожных сборов, опирающейся на технологии цифровой сотовой связи (GSM) и спутниковой системы глобального позиционирования (GPS), позволит распределить налоговую нагрузку между пользователями автомобильных дорог в более точных (следовательно, справедливых) пропорциях. Тарифы будут различаться в зависимости от характеристик автомобиля (назначение, мощность, осевая нагрузка, габариты, экологический ущерб), опыта водителя, категории и местоположения дороги и т.д. Перевод всей сети автомагистралей на платный режим не только обеспечит динамическое равновесие между спросом и предложением, но и позволит сформировать эффективный механизм ценообразования в этой сфере.

 


 


 

Грузовики-беспилотники

В традиционных автомобильных системах роль водителя незыблема. Между тем большинство аварий возникает именно из-за человеческого фактора, он же — причина неэффективного использования автомобильного, в частности грузового, транспорта. Так, в США около 90% аварий с участием грузовиков происходят по вине водителей. Создание беспилотных грузовых автомобилей позволит исключить злоупотребление скоростью, усталость, вождение в нетрезвом состоянии и другие ошибки.

Совершенствование грузоперевозок возможно в двух направлениях. Первое — это минимизация участия человека в процессе управления автомобилем: переход от полного водительского контроля до внедрения антиблокировочной тормозной системы (ABS), круиз-контроля, системы удержания полосы и т.д. В перспективе пользователю нужно будет лишь указывать пространственную координату объекта-цели. Второе направление — это развитие технологий, которые позволяют автомобилям обмениваться друг с другом данными (Vechicle-to-Vechicle, V2V). Такая система помогает избегать опасных обгонов, включает электронный стоп-сигнал в случае опасности, информирует об обстановке в «слепых зонах» и др. Например, в грузовых транспортных колоннах станет возможным использование кооперативного адаптивного круиз-контроля. В дальнейшем это позволит сделать движение грузовиков полностью автономным.


 


 
Мониторинг глобальных технологических трендов проводится Институтом статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (issek.hse.ru) в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

При подготовке трендлеттера использовались следующие источники: Прогноз научно-технологического развития РФ до 2030 года (prognoz2030.hse.ru), материалы научного журнала «Форсайт» (foresight-journal.hse.ru), Web of Science, Orbit, marketsandmarkets.com, government.ru, mon.gov.ru, spectrum.ieee.org, rg.ru, adb.org, who.int, kremlin.ru,  hse.ru, brookings.edu, eur-lex.europa.eu, cfts.org.ua, afp.com, market.elec.ru, dailyreckoning.com, transmax.com.au, wired.com, theverge.com, itsa.org, ey.com, gov.uk, ghd.com и др.

Более детальную информацию о результатах исследования можно получить в Институте статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ: issek@hse.ru, +7 (495) 621-82-74.

Над выпуском работали: Екатерина Решетова, Николай Залесский, Анна Соколова, Надежда Микова, Елена Гутарук, Карина Назаретян, Ким Воронин.

© Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2015