Инвестиционная привлекательность научной деятельности в России
14 октября 2020 г. состоялся круглый стол на тему: «Создание условий для роста инвестиционной привлекательности научной и научно-технической деятельности: законодательный аспект» под руководством Председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилии Гумеровой. Предложения по повышению инвестиционной привлекательности российской науки озвучил замдиректора Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Михаил Гершман.
Россия входит в группу стран-лидеров глобального научного пространства по численности исследователей и объему внутренних затрат на исследования и разработки (ВЗИР). Вместе с тем сохраняются проблемы, препятствующие развитию научно-технологического комплекса и привлечению в него инвестиций. Спрос на результаты исследований ограничен с одной стороны, стагнационными процессами в экономике, диспропорциями в ее отраслевой структуре, неблагоприятным в целом предпринимательским и инвестиционным климатом (а теперь еще и кризисом), а с другой – общим состоянием и результативностью сферы науки, разрывом между наукой и реальным сектором.
К главным барьерам, сдерживающим развитие науки, можно отнести: недостаточный уровень финансирования науки, сокращение кадрового потенциала, проблемы с воспроизводством научных кадров в России.
Доля бизнеса в финансировании науки в России не превышает 30% и за последние 20-25 лет практически не изменилась. Основным источником поддержки остаются средства государства – 67% ВЗИР. В странах ОЭСР, наоборот, основной инвестор в исследования и разработки – бизнес, а государство обеспечивает лишь 27% ВЗИР.
Слабый приток молодежи в сферу науки обусловлен невысоким престижем научной карьеры, низким интересом к профессии ученого у студентов и выпускников вузов: лишь порядка 10% студентов дневных отделений вузов привлекает карьера в науке, а доля выпускников вузов, связавших свою профессиональную карьеру с наукой, не превышает 1%.
Стимулирование внебюджетного финансирования науки, поддержка глобально конкурентоспособных ученых и молодых перспективных исследователей, уточнение условий применения налоговых льгот на НИОКР, расширение полномочий субъектов РФ в части поддержки научной и научно-технической деятельности – должны быть в числе первоочередных мер, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата в сфере российской науки.