• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Машины в мегаполисе

Крупные города перенасыщены транспортными средствами. Жителям все менее удобно и выгодно владеть автомобилем из-за роста налогов, платы за парковочные места, затрат времени на поездки. Муниципальным властям все труднее организовывать городское пространство, бороться с пробками и предупреждать дорожно-транспортные происшествия, минимизировать экологический ущерб от выхлопных газов. Информационно-коммуникационные технологии позволят более эффективно использовать личный и общественный транспорт, а в долгосрочной перспективе — увеличить мобильность граждан, повысить уровень безопасности и комфорта городских поездок и в целом оптимизировать управление транспортными потоками.

Версия для печати:   

Каршеринг с децентрализованной инфраструктурой приходит на смену личному автомобилю

Каршеринг (Car Sharing) — аренда автомобиля с поминутной и почасовой оплатой для коротких городских поездок — существенно снижает нагрузку на дорожную систему города, приводит к сокращению заторов. В традиционной схеме каршеринга освободившийся автомобиль нужно доставить на маркированную стоянку. При децентрализованном каршеринге пользователь с помощью приложения на смартфоне может быстро найти ближайшую свободную машину, а по завершении поездки — оставить ее в любом разрешенном для парковки месте. Один такой «общественный» автомобиль заменяет, по различным оценкам, от 8 до 15 личных авто.

Для развития модели децентрализованного каршеринга определяющим условием является взаимная интеграция технологий мобильной связи и ИТ-навигации. Так, цифровой ключ от автомобиля устанавливается в смартфон вместе со специальным приложением, с помощью которого можно заранее заказывать транспортное средство или использовать его без предварительного бронирования, резервировать место на станции зарядки (в случае использования электромобиля).

Удовлетворяя потребность населения в передвижении и минимизируя затраты на эксплуатацию машины (клиенты экономят до 70% денежных средств), тренд имеет все основания стать доминирующим стандартом эффективного использования автомобиля в городе.

 


 


 

Информационные технологии для оптимального планирования поездок по городу

Жители мегаполиса должны получать детальную, причем предоставляемую в реальном времени, информацию о транспортной системе города и выбирать удобный маршрут с учетом множества условий. Благодаря распространению технологий геопозиционирования и развитию рынка мобильных телефонов уже в самое ближайшее время у любого жителя мегаполиса будет больше информации о вариантах перемещения по городу, чем у транспортного диспетчера всего несколько лет назад.

По мере развития тренда каждый пользователь системы общественного транспорта сможет выбирать оптимальный маршрут с учетом своих физических возможностей, индивидуальных предпочтений, пожеланий по времени, наличия и количества пересадок, стоимости и даже погодных условий, а после выбора устраивающего варианта маршрута — оплачивать поездку с помощью специального приложения для мобильного телефона.

 


 


 

Беспилотные автомобили для «умного» города

Уже в обозримом будущем в транспортные потоки города вольются машины на беспилотном управлении. Основные функции автомобиля — рулевое управление, тормозная система, подача топлива — будут контролироваться автоматически.

Беспилотные машины смогут распознавать дорожные условия, менять полосу движения, поддерживать безопасную дистанцию относительно других транспортных средств и даже преодолевать пробки — благодаря оснащению видеокамерами, сенсорами, радиолокационными датчиками и устройствами спутниковой навигации.

Переход к беспилотному автотранспорту и организация соответствующей транспортной инфраструктуры позволят исключить такие негативные проявления «человеческого фактора» на дорогах, как злоупотребление скоростью, вождение в нетрезвом состоянии, водительские ошибки. Это приведет к сокращению аварий и сохранит тысячи человеческих жизней (каждый год по всему миру в ДТП гибнет порядка 1,3 млн человек, еще около 50 млн человек получают травмы и увечья различной степени тяжести).

Беспилотные автомобили разрабатываются в ряде стран Европы, в частности, Нидерландах (программа 2getthere) и Италии (программа ARGO). Европейская комиссия реализует специальную программу с бюджетом в 800 млн евро. США ведут аналогичные разработки в рамках соревнования DARPA Grand Challenge и проекта «Беспилотный автомобиль Google». В России этой темой занимается Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт НАМИ.

 


 


 
Мониторинг глобальных технологических трендов проводится Институтом статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (issek.hse.ru) в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. В работе над выпуском участвовали сотрудники Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ.

При подготовке трендлеттера использовались следующие источники: Прогноз научно-технологического развития РФ до 2030 года (prognoz2030.hse.ru), материалы научного журнала «Форсайт» (foresight-journal.hse.ru), данные Web of Science, Orbit, researchandmarkets.com, nami.ru, moneymorning.com, ubmfuturecities.com, spectrum.ieee.org, frost.com, streetcar.ru, anytimecar.ru, zipcar.com, top.rbc.ru, forbes.ru и др.

Более детальную информацию о результатах исследования можно получить в пресс-службе НИУ ВШЭ: press@hse.ru, +7 (495) 621-78-73.

© Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014