Машины в мегаполисе
Версия для печати:
Каршеринг с децентрализованной инфраструктурой приходит на смену личному автомобилю
Каршеринг (Car Sharing) — аренда автомобиля с поминутной и почасовой оплатой для коротких городских поездок — существенно снижает нагрузку на дорожную систему города, приводит к сокращению заторов. В традиционной схеме каршеринга освободившийся автомобиль нужно доставить на маркированную стоянку. При децентрализованном каршеринге пользователь с помощью приложения на смартфоне может быстро найти ближайшую свободную машину, а по завершении поездки — оставить ее в любом разрешенном для парковки месте. Один такой «общественный» автомобиль заменяет, по различным оценкам, от 8 до 15 личных авто.
Для развития модели децентрализованного каршеринга определяющим условием является взаимная интеграция технологий мобильной связи и ИТ-навигации. Так, цифровой ключ от автомобиля устанавливается в смартфон вместе со специальным приложением, с помощью которого можно заранее заказывать транспортное средство или использовать его без предварительного бронирования, резервировать место на станции зарядки (в случае использования электромобиля).
Удовлетворяя потребность населения в передвижении и минимизируя затраты на эксплуатацию машины (клиенты экономят до 70% денежных средств), тренд имеет все основания стать доминирующим стандартом эффективного использования автомобиля в городе.
ЭффектыБлагодаря низким тарифам, привилегиям для пользователей (льготные парковочные места, возможность передвигаться по выделенным полосам для автобусов и такси) каршеринг постепенно трансформируется в новый вид общественного транспорта, который в ближайшем будущем составит конкуренцию таксомоторным перевозкам. |
Оценки рынка$25 млн
|
Драйверы и барьерыПоведенческие стереотипы населения выступают и стимулами, и препятствиями к развитию каршеринга. Если представители молодого поколения скорее откажутся от личного автомобиля, чем от современного гаджета, то многие опытные автовладельцы все еще относятся к машине как к символу статуса и жизненного успеха. |
Международные
|
Международные
|
Уровень развития
|
Информационные технологии для оптимального планирования поездок по городу
Жители мегаполиса должны получать детальную, причем предоставляемую в реальном времени, информацию о транспортной системе города и выбирать удобный маршрут с учетом множества условий. Благодаря распространению технологий геопозиционирования и развитию рынка мобильных телефонов уже в самое ближайшее время у любого жителя мегаполиса будет больше информации о вариантах перемещения по городу, чем у транспортного диспетчера всего несколько лет назад.
По мере развития тренда каждый пользователь системы общественного транспорта сможет выбирать оптимальный маршрут с учетом своих физических возможностей, индивидуальных предпочтений, пожеланий по времени, наличия и количества пересадок, стоимости и даже погодных условий, а после выбора устраивающего варианта маршрута — оплачивать поездку с помощью специального приложения для мобильного телефона.
ЭффектыС одной стороны, повысится транспортная подвижность людей, не имеющих машины, что улучшит качество их жизни в большом городе. С другой, уменьшится использование личных автомобилей, снизится потребность в строительстве капиталоемких объектов транспортной инфраструктуры и существенно сократится объем выбросов парниковых газов. |
Оценки рынка$20,3 млрд
|
Драйверы и барьерыРастущая автомобилизация делает все более сложным перемещение по городу, и поиск альтернативы — включая оптимальное планирование поездок — становится все более актуальным. |
Международные
|
Международные
|
Уровень развития
|
Беспилотные автомобили для «умного» города
Уже в обозримом будущем в транспортные потоки города вольются машины на беспилотном управлении. Основные функции автомобиля — рулевое управление, тормозная система, подача топлива — будут контролироваться автоматически.
Беспилотные машины смогут распознавать дорожные условия, менять полосу движения, поддерживать безопасную дистанцию относительно других транспортных средств и даже преодолевать пробки — благодаря оснащению видеокамерами, сенсорами, радиолокационными датчиками и устройствами спутниковой навигации.
Переход к беспилотному автотранспорту и организация соответствующей транспортной инфраструктуры позволят исключить такие негативные проявления «человеческого фактора» на дорогах, как злоупотребление скоростью, вождение в нетрезвом состоянии, водительские ошибки. Это приведет к сокращению аварий и сохранит тысячи человеческих жизней (каждый год по всему миру в ДТП гибнет порядка 1,3 млн человек, еще около 50 млн человек получают травмы и увечья различной степени тяжести).
Беспилотные автомобили разрабатываются в ряде стран Европы, в частности, Нидерландах (программа 2getthere) и Италии (программа ARGO). Европейская комиссия реализует специальную программу с бюджетом в 800 млн евро. США ведут аналогичные разработки в рамках соревнования DARPA Grand Challenge и проекта «Беспилотный автомобиль Google». В России этой темой занимается Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт НАМИ.
ЭффектыБеспилотные автомобили более эффективно используют городское пространство, экономя время пассажиров. Они могут самостоятельно перемещаться в места наибольшего спроса, что важно для организации каршеринга (см. первый тренд). |
Оценки рынка10 %
|
Драйверы и барьерыГлавный драйвер — снижение стоимости транспортировки грузов и пассажиров за счет экономии на заработной плате водителей и потреблении топлива. |
Международные
|
Международные
|
Уровень развития
|
Мониторинг глобальных технологических трендов проводится Институтом статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (issek.hse.ru) в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. В работе над выпуском участвовали сотрудники Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ.
При подготовке трендлеттера использовались следующие источники: Прогноз научно-технологического развития РФ до 2030 года (prognoz2030.hse.ru), материалы научного журнала «Форсайт» (foresight-journal.hse.ru), данные Web of Science, Orbit, researchandmarkets.com, nami.ru, moneymorning.com, ubmfuturecities.com, spectrum.ieee.org, frost.com, streetcar.ru, anytimecar.ru, zipcar.com, top.rbc.ru, forbes.ru и др.
Более детальную информацию о результатах исследования можно получить в пресс-службе НИУ ВШЭ: press@hse.ru, +7 (495) 621-78-73.
© Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014