Cельское хозяйство перемещается в небоскребы
Широкое распространение сверхинтенсивного роботизированного растениеводства, при котором исчезнут зависимость урожая от погодных условий и потребность в больших площадях сельхозугодий, позволит поднять уровень продовольственной безопасности человечества на принципиально новый уровень. Мегаполисы, поселения на Крайнем Севере и в пустынях выйдут на самообеспечение продовольствием за счет локальных многоэтажных агрокомплексов, использующих синтетические питательные растворы вместо почвы.
Комментирует ведущий эксперт Форсайт-центра Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Илья Кузьминов: |
Версия для печати:
Многоэтажные вертикальные агрофермы
Технологии интенсивного культивирования растений в многоэтажных зданиях позволяют выращивать плодоовощную продукцию на малой площади. Такие агрокомплексы выгодно внедрять в крупных городских агломерациях, городах в зонах засушливого климата и странах с дефицитом земельных ресурсов (например, Сингапуре, Катаре, Бахрейне) — в общем, на тех территориях, где по той или иной причине невозможно развивать свое сельское хозяйство традиционными способами.
Вертикальные фермы — это автоматизированные комплексы с искусственным освещением, отоплением и кондиционированием, замкнутым водооборотом и стерильным воздухом. Растения в них размещаются на многочисленных ярусах, в результате чего площадь под сельхозкультурами оказывается в десятки раз больше площади здания. Вертикальные фермы — по сути, настоящие промышленные объекты, причем достаточно энергоемкие. По этой причине строить их целесообразно либо в районах с высокой концентрацией топливных ресурсов (Ближний Восток, полуостров Ямал), либо в зонах, благоприятных для генерации энергии из возобновляемых источников.
ЭффектыПовышение доступности свежего продовольствия в городах. |
Оценки рынка$1–2 трлн
|
Драйверы и барьеры Необходимость обеспечения локальной продовольственной безопасности в городах стратегического значения. |
Международные
|
Международные
|
Уровень развития
|
Внегрунтовое выращивание растений
Традиционные способы грунтового выращивания растений в закрытом грунте не всегда применимы, что связано либо с дороговизной дальней транспортировки почвы в пустынные или северные районы, либо с массогабаритными ограничениями (на судах, арктических станциях, космических кораблях). Однако почва необязательна для жизнедеятельности растений. Важен доступ их корневых систем к воде и питательным веществам, содержащим азот, фосфор, калий и другие элементы.
В последние десятилетия получили развитие технологии внегрунтового растениеводства — гидропоника (выращивание растений в питательных водных растворах, при этом их корни закреплены в неорганическом водопроницаемом субстрате), аквапоника (разновидность гидропоники, при которой питательные вещества извлекаются из отходов жизнедеятелдьности рыб) и аэропоника (выращивание растений со свободно свисающими в воздухе корнями, которые периодически обрызгиваются питательным раствором). Эти технологии имеют немало преимуществ: в несколько раз выше урожайность в расчете на один гектар; требуется до десяти раз меньше воды и до четырех раз меньше удобрений в расчете на единицу продукции; лучше защита растений от болезней; легче предотвращается порча урожая.
ЭффектыЭкономия на удобрениях благодаря аквапонике (отходы жизнедеятельности рыб содержат практически все необходимые питательные вещества для роста растений). |
Оценки рынкана 30%
|
Драйверы и барьеры Распространение в городах вертикальных ферм и «умных» теплиц, которые во многом будут опираться на технологии гидро- и аэропоники. |
Международные
|
Международные
|
Уровень развития
|
Роботизированные теплицы
Тепличное хозяйство — единственный способ обеспечить население в северных и засушливых странах всем ассортиментом свежих овощей и некоторыми видами фруктов. Использование ручного труда в больших теплицах ограничивает их производительность и сказывается на стоимости продукции. Автоматизация труда позволит сократить издержки и полностью раскрыть экономический потенциал современных тепличных агрокомплексов, в которых, помимо продвинутых технологий теплоизоляции и искусственного освещения, могут применяться технологии гидропоники, аэропоники и решения в области возобновляемой энергетики.
В роботизированных теплицах автоматика решает не только задачи контроля освещения, микроклимата, температуры и влажности почвы, но и обеспечивает механические манипуляции с растениями: полив, подачу удобрений, использование химикатов в случае болезней растений, их подрезание и пересадку, сбор и первичную упаковку урожая. Для выполнения этих операций недостаточно стационарных роботов-манипуляторов — нужны роботы, способные перемещаться в пространстве с большим количеством препятствий и взаимодействовать друг с другом.
ЭффектыВозможность выращивания свежих овощей в большом количестве в удаленных северных городах и мегаполисах засушливых стран при минимальных расходах на ручной труд. |
Оценки рынкана 40–50%
|
Драйверы и барьеры Потенциальная возможность трансфера технологий робототехники из военно-промышленного комплекса и сектора машиностроения в сельское хозяйство. |
Международные
|
Международные
|
Уровень развития
|
Мониторинг глобальных технологических трендов проводится Институтом статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (issek.hse.ru) в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
При подготовке трендлеттера использовались следующие источники: Прогноз научно-технологического развития РФ до 2030 года (prognoz2030.hse.ru), материалы научного журнала «Форсайт» (foresight-journal.hse.ru), Web of Science, Orbit, horizons.gc.ca, fao.org, un.org, voanews.com, verticalharvestjackson.com, manifestmind.com, fastcoexist.com, energy-fresh.ru, eusoils.jrc.ec.europa.eu, vnua.edu.vn, ag.arizona.edu, vertical-farming.net и др.
Более детальную информацию о результатах исследования можно получить в Институте статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ: issek@hse.ru, +7 (495) 621-82-74.
Над выпуском работали: Илья Кузьминов, Лилия Киселева, Анна Соколова, Надежда Микова, Елена Гутарук, Карина Назаретян, Ким Воронин.
© Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2015