Новые технологии авиастроения
Версия для печати:
№9 Новые технологии авиастроения (PDF, 1007 Кб)
Композитные материалы в авиации
Улучшить функциональные свойства летательного аппарата, снизить его вес на 20–40%, сохранив при этом оптимальный баланс между прочностью и весом, повысить энергоэффективность, минимизировать эксплуатационные расходы и обеспечить безопасность полетов можно за счет более широкого использования конструкционных композиционных материалов (композитов) нового поколения.
Так, металлические композиционные материалы, обладающие высокой жаропрочностью, могут использоваться для создания деталей двигателей нового поколения: сопловых лопаток и створок регулируемого сопла. Керамические композиционные материалы применяются для изготовления теплонагруженных поверхностей носовой части фюзеляжа и передней части крыла высокоскоростных летательных аппаратов. Информкомпозиты с сенсорными элементами позволяют отслеживать критические деформации конструкций, снижая затраты на диагностику, технический осмотр и ремонтные работы.
Эффекты
Значительное сокращение веса самолетов (в среднем до 30%) и расхода топлива Снижение временных и стоимостных затрат на диагностику Увеличение срока службы Повышение безопасности полетов (рост надежности, трещиностойкости и усталостной прочности конструкций самолетов и др.) |
Оценки рынка$143 млрд может достичь к 2025 г. мировой рынок композитных материалов (ожидаемый среднегодовой темп роста — 7,5%). Объем рынка композитов для аэрокосмического сектора в 2016 г. составит около $10 млрд. |
Драйверы и барьеры
Ужесточение международных требований к показателям безопасности и эмиссии вредных веществ Внедрение цифрового моделирования процессов производства и испытаний композиционных материалов предприятиями авиационной промышленности России Расширение применения беспилотных летательных аппаратов Трудность ремонта деталей и конструкций из композиционных материалов Проблемы утилизации деталей из композиционных материалов |
Международные
|
Международные
|
Уровень развития
|
Концепция «более электрифицированного» самолета
Наряду с применением композиционных материалов в целях снижения веса конструкции самолета используются и новые решения в системах управления его основными агрегатами. Апробируются возможности перехода от довольно сложных и дорогих в эксплуатации гидравлических систем к электрическим. В частности, электродвигатели предлагается использовать для управления элементами крыла и хвостового оперения, выпуска и уборки шасси, передвижения самолета от места посадки пассажиров к взлетно-посадочной полосе.
Концепция «более электрифицированного» самолета находится пока на начальной стадии разработок, однако ей уже были посвящены четыре международные конференции. Основными областями применения концепции может стать авиация общего назначения, коммерческие и беспилотные летательные аппараты.
При прогнозируемых значительных масштабах применения бортовых электротехнических средств повышаются требования к их надежности. В сложных условиях эксплуатации (например, при полетах в дождь и в грозу) они должны сохранять работоспособность без риска накопления на корпусе статического электричества.
Эффекты
Отсутствие необходимости изготовления многочисленных высокоточных компонентов гидросистемы в перспективе упразднит целую подотрасль авиационного производства Существенное упрощение ремонта приводов, так как при необходимости заменяется только один агрегат — электродвигатель Повышение экологичности, снижение уровня шума и загазованности в зоне аэропорта |
Оценки рынкасвыше 38 тысяч самолетов гражданского назначения произведут к 2035 г. авиастроительные компании мира. Потенциально все они могут быть более электрифицированными. |
Драйверы и барьеры
Появление материалов, позволяющих производить мощные компактные электродвигатели Простота обслуживания электроприводов Появление новых гидравлических систем Существенный рост суммарной мощности |
Международные
|
Международные
|
Уровень развития
|
Интегрированная модульная авионика с открытой архитектурой
Бортовое оборудование современных самолетов — это комплекс сложных, связанных между собой систем, выполняющих массу функций (контроль состояния, информационную поддержку экипажа, взаимодействие с другими участниками организации воздушного движения и др.). Открытая архитектура предполагает использование одних и тех же аппаратных платформ для разных программ, что позволяет достичь многофункциональности системы.
Разработка бортового оборудования для летательного аппарата в рамках интегрированной модульной авионики позволяет улучшить технико-экономические показатели летальных аппаратов, сократить временные затраты на сертификацию бортового оборудования и в целом снизить его стоимость.
Эффекты
Повышение надежности техники, безопасности полетов, комфорта пассажиров Сокращение сроков и трудоемкости разработки бортового оборудования Повышение энергоэффективности бортового оборудования Сокращение эксплуатационных издержек Повышение экологичности летательных аппаратов Обеспечение унификации бортового оборудования |
Оценки рынка$27 млрд достигнет объем рынка авионики к 2020 г. (в 2016 г. — $21 млрд). |
Драйверы и барьеры
Рост технических характеристик электронной элементной базы, появление новых компьютерных и телекоммуникационных технологий Миниатюризация бортового оборудования при увеличении количества функций Внедрение новых международных стандартов диспетчеризации, связи, навигации, обеспечивающих более высокие уровни безопасности Потребность в снижении габаритов, веса и энергопотребления бортового оборудования Небольшой накопленный опыт по использованию этой системы В России: отсутствие собственной элементной базы В России: недостаток квалифицированных кадров по данной специальности |
Международные
|
Международные
|
Уровень развития
|