Цифровые медиа: новые модели создания и потребления

На протяжении последних лет активно развиваются разнообразные тренды, связанные с фрагментацией медиапотребления, ростом пропускной способности линий передачи данных и вычислительной скорости устройств, расширением контента, произведенного самими пользователями и др. Новые технологии все сильнее унифицируют данные и платформы их доставки, но одновременно — делают выбор зрителей и читателей индивидуализированным, формируя новый тип мобильного и интерактивного потребления. В итоге мы наблюдаем существенную медиатизацию различных аспектов повседневной жизни: спорта, медицины, культуры, досуга и др. В этих условиях приобретает актуальность мониторинг технологических трендов, связанных с развитием не только устройств потребления, но и производства контента.
В данном выпуске представлены технологии в сфере медиакоммуникаций: роботизированное производство контента и его локализация, иммерсивная виртуальная реальность как новый тип развлечений.

Версия для печати: 

Цифровые медиа: новые модели создания и потребления

 ЗАМЕНЯТ ЛИ РОБОТЫ ЖУРНАЛИСТОВ?

Стремительный рост объема медиаконтента в электронном виде требует развития каналов связи, способов его производства и потребления. Одно из наиболее перспективных направлений — автоматизированное создание контента. Благодаря развитию когнитивных технологий и искусственного интеллекта (ИИ) роботы могут писать креативный текст, который не отличить от придуманного человеком. 

Для написания статьи используют агрегаторы большого количества данных, из которых с помощью ИИ отбираются и анализируются «интересные» факты (сильные статистические отклонения из общего потока данных). Затем обрабатывается информация о возможных последствиях события и выбирается наиболее существенная. Уже сегодня можно наблюдать результаты внедрения первых подобных разработок в производство новостей: робот-журналист Wordsmith агентства Associated Press пишет более 1 млрд статей в год, используя технологию генерации естественного языка. Роботизированная система Los Angeles Times самостоятельно публикует прогнозы землетрясений. А исследователи из Университета будущего Хакодате с помощью ИИ написали роман, который прошел в финал конкурса на получение литературной премии.

Роботизированные компоненты, встроенные в мобильные устройства, дают возможность обычным пользователям автоматически вести переписку в социальных сетях,  добавлять посты в блоги и т.п.

 



 






АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ПЕРЕВОД КОНТЕНТА   

Для того чтобы распространять медиаконтент в разных странах необходима его языковая локализация (перевод, дубляж и т.п.). Спрос на автоматизированные системы перевода уже довольно высок и продолжает активно расти. Постоянно совершенствуются модели перевода, опирающиеся на машинные алгоритмы и контекстную аналитику. Развитие технологий моделирования работы отдельных областей человеческого мозга позволит создать системы распознавания голоса и автоматизированного  машинного перевода значительно более высокого качества. Они будут приближены к алгоритмам, используемым человеческим  сознанием в процессе речевой практики.

С появлением новых технологий локализация контента под определенный язык будет осуществляться автоматически на этапе доставки информации (например, голос героя в фильме будет накладываться в процессе трансляции фильма, а не заранее путем дорогой и долгой «озвучки»). Внедрение подобных технологий сделает возможным публикацию контента в любой стране без дополнительной лингвистической адаптации.
В долгосрочной перспективе можно будет идентифицировать поведенческие данные на основе различных параметров медиапотребления. Это повлечет за собой радикальное изменение в сфере контекстной рекламы, которая будет привязана не только к запросу, но и к эмоциональному настрою потребителя в любой точке мира.

 



 








МЕДИА ПЕРЕХОДЯТ В ВИРТУАЛЬНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ

Обилие и разнообразие мобильных устройств ведет к тому, что медиаресурсы становятся доступны в хорошем качестве в любое время и в любой среде. Сферы применения виртуальной реальности (ВР) расширяются, она служит не только средством развлечения, но и социального взаимодействия. Кино, телевидение, журналистика все больше уходят в виртуальную среду.

Технологии иммерсивной виртуальной реальности предполагают погружение пользователя внутрь контента, прямо воздействуя на его эмоции и мышление. Зритель становится участником сюжета: он может действовать внутри фильма, выбирать ракурс или героя, которым он хочет стать. Полноценное общение внутри ВР начнется уже через несколько лет — как только будут усовершенствованы технологии по передаче изображения человеческого лица и его мимики.