Новые технологии авиаперевозок
Версия для печати:
Новые технологии авиаперевозок
НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ
В связи с ростом пассажиропотока, трафика воздушных судов (ВС) и расширением применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) возникают новые требования к организации воздушного пространства. Большинство традиционных радарных систем и систем управления воздушными потоками уже не обеспечивают должную безопасность полетов и перестают быть экономически выгодными.
Технология организации воздушного движения ADS-B (Automatic Dependent Surveillance-Broadcast — автоматическое зависимое наблюдение-вещание) работает не с радиосигналом, а с сигналом GPS. Это позволяет максимально точно определять и в режиме реального времени транслировать данные о полете (координаты самолета, высоту, скорость, рейс и пр.) в наземные центры диспетчерам и другим самолетам. Поскольку ADS-B может функционировать как на низких высотах, так и на земле, эта технология применяется также для мониторинга трафика на взлетно-посадочных полосах и рулежных дорожках аэропортов. Более того, ADS-B работает даже там, где радар бессилен – в отдаленных районах или горной местности. При ее массовом использовании возможно повысить безопасность, гибкость и эффективность управления воздушным движением, уменьшить интервалы продольного эшелонирования между самолетами, шум, излучение и расход топлива.
ЭФФЕКТЫПовышение безопасности полетов за счет улучшения информированности пилотов: подробные данные о положении ВС относительно других ВС, ухудшении погоды, сложном рельефе местности Более эффективное управление воздушным движением (в районах с плотным трафиком) и построение оптимальных маршрутов, сокращение времени полета, топлива и выбросов парниковых газов Снижение рисков и задержек, вызываемых погодными условиями (использование пилотами ADS-B для корректировки курса с учетом погоды) |
ОЦЕНКИ РЫНКА$1,3 млрд к 2022 г. составит рынок ADS-B (в 2016 г. — $430 млн), среднегодовой темп роста в 2016–2022 гг. — 21% |
ДРАЙВЕРЫ И БАРЬЕРЫ Рост трафика ВС и развитие БПЛА Высокая стоимость оборудования Незащищенность конфиденциальных данных и возможность атак злоумышленников на систему ADS-B |
МЕЖДУНАРОДНЫЕ
|
МЕЖДУНАРОДНЫЕ
|
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ
|
ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ ОБЪЕДИНЯЕТ
Ведущие авиакомпании и крупнейшие аэропорты активно внедряют технологию интернета вещей (Internet of Things,IoT), подключая к нему все большее количество элементов физической инфраструктуры и разрабатывая специальные навигационные приложения, анализирующие информацию с датчиков о местоположении объектов. Технология позволяет управлять увеличивающимся пассажиропотоком, улучшать качество обслуживания, сокращать расходы и в целом оптимизировать работу отрасли.
Интернет вещей представляет собой множество подключенных к интернету и оснащенных датчиками физических объектов — от смартфонов, планшетов до автомобилей и реактивных двигателей, которые собирают данные и обмениваются ими по сети, в том числе по локальной или беспроводной. В аэропортах технология позволяет объединить системы оповещения и мониторинга движения всех объектов, сделать более комфортным и безопасным пребывание пассажиров за счет передачи на их портативные электронные устройства (смартфоны, планшеты и др.) данных, значимых для навигации. Авиаузлы могут более эффективно контролировать количество пассажиров в любой точке аэропорта и предотвращать скопление больших очередей.
ЭФФЕКТЫУпрощение процедур прохождения контроля пассажирами Оптимизация маршрутов движения пассажиров в аэропортах Сокращение операционных расходов аэропортов |
ОЦЕНКИ РЫНКА16% авиакомпаний к 2018 г. запустят обширные программы в сфере интернета вещей, а еще 41% будут проводить исследования и разработки в этой области.
|
ДРАЙВЕРЫ И БАРЬЕРЫ Развитие облачных вычислений, технологий межмашинного взаимодействия и анализа больших объемов данных Миниатюризация беспроводных датчиков Распространение высокопроизводительных сетей Нерешенные вопросы с энергопитанием датчиков Отсутствие единых стандартов интеграции данных Рост нагрузки на сетевые ресурсы вследствие роста числа интернет вещей |
МЕЖДУНАРОДНЫЕ
|
МЕЖДУНАРОДНЫЕ
|
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ
|
РАДИОМЕТКИ ПУТИ
В авиационных перевозках технология RFID (Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация) играет важную роль в снижении затрат и повышении эффективности. Благодаря записи необходимой информации на устойчивую к неблагоприятным условиям среды RFID-метку можно проследить историю передвижений того или иного объекта. Данную технологию используют для идентификации сотрудников, обработки грузов, обслуживания наземного оборудования, автоматизации работы систем безопасности, отслеживания передвижений пассажиров.
Объем памяти RFID-метки (радиометки) в сотни раз превышает объем памяти штрих-кода или QR-кода. Данные на метки записываются или автоматически считываются посредством радиосигнала, что позволяет проводить идентификацию людей или объектов на значительном удалении. Наибольшее распространение технология получила в сфере багажной логистики: внедрение радиометок, контролирующих перемещение багажа, значительно сократило риск его задержки или потери. Отслеживание передвижения пассажиров по аэропорту между регистрацией и отлетом позволяет предотвращать образование заторов на контрольных пунктах, в целом повысить уровень безопасности, а в экстренных ситуациях — быстро определять местонахождение людей для эвакуации из аэропорта, поиска потерявшихся детей и извещения пассажиров, опаздывающих к выходу на посадку.
ЭФФЕКТЫ Возможность считывания информации вне зоны прямой видимости метки, на большом расстоянии и во время движения объекта Надежная защита деталей от подделок и обеспечение «прозрачности» цепочек поставок промышленной продукции Уменьшение количества потерянного багажа |
ОЦЕНКИ РЫНКАболее $3 млрд сэкономит авиаиндустрия в ближайшие 7 лет благодаря применению RFID-меток |
ДРАЙВЕРЫ И БАРЬЕРЫРазвитие систем роботизированногои цифрового производства Увеличение количества новых авиамаршрутов и частоты полетов Возможность несанкционированного чтения RFID-меток Отсутствие нормативно-правовой и организационно-технологической документации для проведения эксплуатации новой технологии |
МЕЖДУНАРОДНЫЕ
|
МЕЖДУНАРОДНЫЕ
|
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ
|