Новые технологии авиаперевозок

Усиливающаяся глобализация и цифровизация, широкое распространение технологий анализа больших данных радикально меняют организацию управления воздушным пространством и рынок авиационных перевозок. Ведущие авиакомпании мира модернизируют локационные системы, чтобы максимально точно идентифицировать местоположение воздушных судов, пассажиров и багажа, ускорять наземные предполетные приготовления, автоматизировать и улучшать сервис. В этом выпуске информационного бюллетеня описаны три перспективных направления, определяющие будущее отрасли авиаперевозок: ADS-B-технологии организации воздушного движения, интернет вещей и RFID–маркировка.

Версия для печати: 

   Новые технологии авиаперевозок

НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ

В связи с ростом пассажиропотока, трафика воздушных судов (ВС) и расширением применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) возникают новые требования к организации воздушного пространства. Большинство традиционных радарных систем и систем управления воздушными потоками уже не обеспечивают должную безопасность полетов и перестают быть экономически выгодными.

Технология организации воздушного движения ADS-B (Automatic Dependent Surveillance-Broadcast — автоматическое зависимое наблюдение-вещание) работает не с радиосигналом, а с сигналом GPS. Это позволяет максимально точно определять и в режиме реального времени транслировать данные о полете (координаты самолета, высоту, скорость, рейс и пр.) в наземные центры диспетчерам и другим самолетам. Поскольку ADS-B может функционировать как на низких высотах, так и на земле, эта технология применяется также для мониторинга трафика на взлетно-посадочных полосах и рулежных дорожках аэропортов. Более того, ADS-B работает даже там, где радар бессилен – в отдаленных районах или горной местности. При ее массовом использовании возможно повысить безопасность, гибкость и эффективность управления воздушным движением, уменьшить интервалы продольного эшелонирования между самолетами, шум, излучение и расход топлива.





 





 


 


ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ ОБЪЕДИНЯЕТ 

Ведущие авиакомпании и крупнейшие аэропорты активно внедряют технологию интернета вещей (Internet of Things,IoT), подключая к нему все большее количество элементов физической инфраструктуры и разрабатывая специальные навигационные приложения, анализирующие информацию с датчиков о местоположении объектов. Технология позволяет управлять увеличивающимся пассажиропотоком, улучшать качество обслуживания, сокращать расходы и в целом оптимизировать работу отрасли.

Интернет вещей представляет собой множество подключенных к интернету и оснащенных датчиками физических объектов — от смартфонов, планшетов до автомобилей и реактивных двигателей, которые собирают данные и обмениваются ими по сети, в том числе по локальной или беспроводной. В аэропортах технология позволяет объединить системы оповещения и мониторинга движения всех объектов, сделать более комфортным и безопасным пребывание пассажиров за счет передачи на их портативные электронные устройства (смартфоны, планшеты и др.) данных, значимых для навигации. Авиаузлы могут более эффективно контролировать количество пассажиров в любой точке аэропорта и предотвращать скопление больших очередей.





 








РАДИОМЕТКИ ПУТИ

В авиационных перевозках технология RFID (Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация) играет важную роль в снижении затрат и повышении эффективности. Благодаря записи необходимой информации на устойчивую к неблагоприятным условиям среды RFID-метку можно проследить историю передвижений того или иного объекта. Данную технологию используют для идентификации сотрудников, обработки грузов, обслуживания наземного оборудования, автоматизации работы систем безопасности, отслеживания передвижений пассажиров.

Объем памяти RFID-метки (радиометки) в сотни раз превышает объем памяти штрих-кода или QR-кода. Данные на метки записываются или автоматически считываются посредством радиосигнала, что позволяет проводить идентификацию людей или объектов на значительном удалении. Наибольшее распространение технология получила в сфере багажной логистики: внедрение радиометок, контролирующих перемещение багажа, значительно сократило риск его задержки или потери. Отслеживание передвижения пассажиров по аэропорту между регистрацией и отлетом позволяет предотвращать образование заторов на контрольных пунктах, в целом повысить уровень безопасности, а в экстренных ситуациях — быстро определять местонахождение людей для эвакуации из аэропорта, поиска потерявшихся детей и извещения пассажиров, опаздывающих к выходу на посадку.