Цифровая логистика
Логистика, однако, отстает в части цифровизации по сравнению со сферами телекоммуникаций, средств массовой информации, банковских услуг и розничной торговли. В большинстве традиционных логистических компаний по-прежнему много ручного труда, неэффективно используются имеющиеся активы (в среднем в мире 50% грузовиков возвращаются обратно пустыми после доставки груза). А недостаточная гибкость и прозрачность операций является препятствием на пути интеграции логистических процессов.
Цифровизация сектора логистики должна базироваться на создании надежной внутренней цифровой основы в компаниях, внедрении новых бизнес-моделей и сервисов. В настоящем выпуске представлены несколько ключевых направлений трансформации сектора: использование «физического» интернета, краудсорсинг при организации доставки товаров, решения по доставке «последней мили».
Версия для печати:
Цифровая логистика
ВНЕДРЕНИЕ «ФИЗИЧЕСКОГО» ИНТЕРНЕТА
Современные потребители хотят быстрее получать заказанные товары, но не готовы дополнительно за это платить. А логистические компании по-прежнему неоптимально используют свои ресурсы (средняя загрузка грузовиков –70%, доля холостых поездок – 10%). Внедрение «физического» интернета, основанного на Интернете вещей, будет способствовать росту кооперации между игроками рынка, унификации используемых протоколов и систем, повышению безопасности перевозок, автоматизации процессов и, как следствие, снижению затрат.
«Физический интернет» представляет собой глобальную открытую систему логистики, основанную на взаимосвязи физической, цифровой и операционной сред через общедоступные «протоколы» по аналогии с обычным интернетом. Концепция предполагает помещение товаров в стандартизированные контейнеры, оборудованные датчиками, создание единых хабов и маршрутов движения при абсолютной прозрачности всех процессов и анализе данных на каждом этапе.
ЭФФЕКТЫ и рискиПолная или частичная автоматизация и стандартизация всех процессов Значительное увеличение кооперации между компаниями Снижение, по разным оценкам, до 60% выбросов парниковых газовот транспорта благодаря оптимизации транспортных потоков |
ОЦЕНКИ РЫНКАВ 4 раза в мировом масштабе к 2020 г. возрастут расходы на логистические решения, использующие Интернет вещей (до $20 млрд, по данным BI Intelligence) |
ДРАЙВЕРЫ И БАРЬЕРЫ Рост электронной коммерциии логистического рынка Сложность разработки единой интегрирующей системы ввиду ее высокой стоимости и необходимости унификации процессов в разных странах |
МЕЖДУНАРОДНЫЕ
|
МЕЖДУНАРОДНЫЕ
|
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ
|
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДОСТАВКИ ДО ДВЕРИ
Непосредственная доставка товаров до потребителя («последняя миля») сегодня зависит почти полностью от человеческого труда. Она несет в себе большую часть издержек и в конечном итоге определяет удовлетворенность клиента от покупки. Автоматизация и цифровизация процессов доставки до двери позволит покупателям выбрать наиболее подходящий вариант получения заказа, а компаниям — сократить издержки на один из самых затратных этапов (до 50% общих издержек).
Наряду с традиционной (по почте, в постаматы или курьером) развивается доставка дронами, роботами, беспилотными грузовиками. Интернет вещей уже в ближайшем будущем сделает возможным контроль этого процесса в режиме реального времени. Логистические провайдеры будут объединять данные с датчиков с информацией о клиентах. Это позволит компаниям предложить широкий спектр специальных и упреждающих служб доставки в сегментах B2B и B2C.
ЭФФЕКТЫСнижение загруженности транспортной инфраструктуры, более интенсивное использование воздушного пространства Сокращение уровня природного загрязнения ввиду оптимизации транспортных потоков Рост числа занятых в сфере обслуживания внедряемых технических средств Зависимость от погодных условий Вандализм или кража |
ОЦЕНКИ РЫНКА€70 млрд составляет стоимость глобальной доставки посылок, исключая их сбор, линейную перевозку и сортировку. Китай, Германия и США занимают более 40% рынка (по оценке McKinsey)
|
ДРАЙВЕРЫ И БАРЬЕРЫ Развитие Интернета вещей Сокращение периода разработки стандартов и технологических платформ для ИТ-систем и сетей Увеличение стоимости трудовых ресурсов делает внедрение современных технологий более выгодным Несовершенство законодательной базы, регулирующей использование дронов и робототехники Сложность интеграции новых технических средств доставки в существующие инфрастуктуры |
МЕЖДУНАРОДНЫЕ
|
МЕЖДУНАРОДНЫЕ
|
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ
|
«УБЕРИЗАЦИЯ» ДОСТАВКИ
Для того чтобы агрегировать ключевую информацию о обширных и разнообразных логистических потоках и сделать логистические сети более гибкими и в то же время устойчивыми, поставщики используют цифровые краудсорсинговые платформы для кооперации.
Они объединяют людей, которым необходимо получить товар, с независимыми курьерами и организациями, которые готовы доставить его максимально быстро. Вместо длительного пребывания в сортировочном центре и последующей транспортировки товар сразу отдается курьеру, который направляется к клиенту. Внедрение такой практики предполагает перемещение складских помещений ближе к рынкам сбыта и организацию множества точек получения товара в городах. Краудсорсинг позволит значительно снизить стоимость доставки и повысить её прозрачность. Однако подобные решения будут эффективны только при наличии доверия и кооперации между всеми участниками процесса.
ЭФФЕКТЫ и риски Ощутимое сокращение срока доставки и рост удовлетворенности потребителей Снижение загруженности транспортной инфраструктуры за счет оптимизации транспортных потоков |
ОЦЕНКИ РЫНКА$160 млрд к 2020 г. может составить операционная прибыль краудсорсинговых платформ в логистике (при комиссии в 20–25% за их услуги) (по оценке WEF) |
ДРАЙВЕРЫ И БАРЬЕРЫРазвитие электронной коммерции, формирующей высокий спрос на быструю доставку Распространение Интернета вещей, способного повысить прозрачность и безопасность доставки Невысокий уровень доверия между участниками процесса и пока отсутствие единых стандартов качества услуг |
МЕЖДУНАРОДНЫЕ
|
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ
|