• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

IV Конгресс молодых ученых: как оценить развитие науки в прошлом и рассказать об этом людям

На IV Конгрессе молодых ученых 27 ноября 2024 года прошла сессия «Наука в переходный период: выбор пути». Эксперты обсудили, через какие ключевые точки развития прошла наука в СССР, как их оценивать и представлять обычным людям. О роли Егора Гайдара в развитии науки, преобладании технических отраслей в советское время и перспективах создания сайта с архивными документами, читайте в нашем материале.

27–29 ноября 2024 года в Сириусе проходит IV Конгресс молодых ученых. В первый день мероприятия эксперты обсудили переходные периоды науки в прошлом и то, как архивные документы и воспоминания участников реформ позволяют обобщить представления о поворотных этапах истории страны на сессии «Наука в переходный период: выбор пути». Модератором сессии стала Евгения Долгова, директор центра истории российской науки и научно-технологического развития РГГУ.

Статистика в анализе истории

Екатерина Стрельцова, директор центра статистики и мониторинга науки и инноваций НИУ ВШЭ, рассказала о важности статистики для отслеживания ключевых периодов развития науки. Статистические показатели науки в стране отслеживались еще со времен СССР, и сегодня это помогает изучать науку и определять точки, которые стали поворотными — например, послереволюционное десятилетие, в которое на первый план вышли исследовательские институты, или 1960-ые годы, в которые советская наука активно развивалась и увеличивался научный корпус страны. На основе статистических данных можно посмотреть, как структурно меняется наука и как она переориентируется на технические отрасли.

Однако у статистики есть свои ограничения — по словам Стрельцовой, она позволяет увидеть перемены в развитии науки, но не объяснить их. Кроме того, изменения могут быть связаны с трансформацией самой статистики — количества показателей, подходов к учету научных учреждений и сотрудников.

Как менялась наука в СССР

Марина Окунева, старший научный сотрудник центра истории российской науки и научно-технологического развития РГГУ, подчеркнула приоритет технического сектора в развитии науки советского государства. По ее словам, технический сектор стал ведущим еще на моменте образования СССР — с 1930-ых годов он постоянно рос и помогал решить задачу обороны государства. Одним из ключевых этапов для технической науки стали реформы Никиты Хрущева. С помощью перехода от отраслевой системы управления к территориальной страна хотела приблизить науку к местной промышленности, ускорить процессы внедрения технологий и сделать исследования более востребованными. По словам Окуневой, на практике сложилось несколько иначе — связь между наукой и производством оборвалась, поэтому вскоре вернулся привычный механизм взаимодействия отраслей.

Следующей переходной точкой оказались реформы Алексея Косыгина 1965–1970 годов, заключавшиеся во внедрении элементов рыночной экономики в плановую. Для отраслевой науки это означало экономическое стимулирование исследований, договоры между научными центрами и предприятиями и новый порядок финансирования. 1990-ые годы ознаменовали кризис технической науки — переход от плановой к рыночной экономике означал сокращение государственного финансирования и распад ведомственной системы управления. Отраслевая наука больше не могла существовать в прежней форме. Поэтому в последующие годы страна должна была сохранить ее через механизмы поддержки инновационного бизнеса, фонды и сочетание государственного и частного партнерства. Марина Окунева заметила, что с учетом исторического опыта и современного управления путь отраслевой науки еще далеко не завершен — ей еще предстоит раскрыть свой потенциал.

Елена Синельникова, заместитель директора Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН, рассказала о развитии Академии наук в период СССР. В 1925 году Академия получила всесоюзный статус и стала связующим звеном между наукой и государством. Учреждение переехало из Санкт-Петербурга в Москву, а позже обрело свои отделения в республиках. В 1991 году Академия наук СССР стала Российской Академией наук. Чтобы сохранить контакты между республиками, в 1993 году ученые создали Международную ассоциацию академий наук из стран СНГ. Образование этой ассоциации позволило сохранить единое академическое сообщество.

Профессор кафедры российской истории факультета исторических и политических наук ТГУ Михаил Грибовский заметил, что университеты играли не такую большую роль в развитии науки в СССР, как институты, однако также участвовали в этом процессе. 1920–1930-ые годы стали не самым лучшим временем для университетов, зато в эпоху научно-технического развития в 1950-ых и 1960-ых годах правительство сделало на них ставку и стимулировало создание проблемных и отраслевых вузовских лабораторий. Также в университетах появились возможности для развития молодых ученых. Окончательно вузовская наука вышла на первый план в момент перехода от командной к рыночной экономике в 1990-ых.

Что дает полную картину развития науки?

О роли личности в развитии науки рассказал Иван Бортник, член наблюдательного совета Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Во время сокращения финансирования фундаментальной и прикладной наук в 1990-ых годах инициатором реформ, изменивших экономику страны, был Егор Гайдар. По словам Бортника, Гайдар полагался на поддержку других государств и хотел быстро перейти к рыночной экономике. Это помешало ему успешно трансформировать науку.

Михаил Гершман, директор центра научно-технической, инновационной и информационной политики НИУ ВШЭ, рассказал о том, как ученые отслеживают изменения в научно-технической политике страны. Он сосредоточился на цикле политики: выявление проблем, формирование повестки, реализация политики и ее оценка. Каждый этап требует разные методы работы. Так, для выявления проблем используются статистические и социологические работы, для формирования стратегий — стратегические сессии и экспертные обсуждения, для реализации политики — мониторинг и сбор административных и других данных, а для оценки ее эффективности — количественные и сравнительные исследования.

«Симбиоз разных методов — социологических, экономических исторических — даст нам в будущем максимально полную картину того, как развивается сфера науки и какие меры поддержки работают эффективно», — добавил Михаил Гершман.

Дарья Мацепуро, директор центра науки и этики ТГУ, представила проект «Наука, высшее образование и технологии в контексте конструирования моделей национального развития, безопасности и суверенитета России: исторический опыт и современность, связывающий историческое научное наследие и современное состояние науки в исследованиях». Его задача — выяснить, как сегодня научно-техническая политика влияет на исследования ученых и как сочетаются в научной работе открытость и защита данных. Для этого команда анализирует работу конкретных коллективов и смотрит, как научно-техническая политика повлияла на выбор исследовательских направлений и привлечение молодых специалистов.

История науки: мультимедийные возможности

Ирина Белых, сооснователь и программный директор Фестиваля актуального научного кино «ФАНК», заявила о том, что исторические этапы развития науки можно воссоздать в мультимедийном формате — например, в сайте. Пользователь смог бы посмотреть изменения в научно-технической политике через произведения искусства, почитать архивные документы и послушать интервью с историческими героями. Это позволит объяснить обычным людям предпосылки, реализацию и последствия тех или иных событий в истории.

Статистические, социологические и другие исследования позволяют оценить развитие науки в прошлом. Сегодня благодаря статистике и архивным документам эксперты выделили технический сектор в научном прогрессе СССР, а в будущем эти данные помогут выстроить эффективную научно-техническую политику.

Текст предоставлен indicator.ru