• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мероприятия

XIX Апрельская конференция: пленарные заседания

Мероприятие завершено

10–13 апреля 2018 года в Высшей школе экономики состоится XIX Апрельская Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. Первый проректор НИУ ВШЭ, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Леонид Гохберг представит два пленарных доклада. Первый из них посвящен вопросам создания Национальной системы управления данными, второй – технологическому будущему российской экономики. В рамках серии пленарных заседаний с участием представителей федеральных органов исполнительной власти ИСИЭЗ также организует круглый стол «Стратегическое планирование: на пути к работающей модели».

10 апреля: Пленарное заседание «Национальная система управления данными: взаимодействие общества, бизнеса и государства в цифровую эпоху»

11 апреля: Пленарное заседание «Технологическое будущее российской экономики»

11 апреля: Круглый стол «Стратегическое планирование: на пути к работающей модели»

Пленарное заседание «Национальная система управления данными: взаимодействие общества, бизнеса и государства в цифровую эпоху»

10 апреля 17:00—18:30 
ул. Мясницкая, д. 11, ауд. 518

Докладчики:

Савва Шипов, заместитель Министра экономического развития РФ
Леонид Гохберг, первый проректор НИУ ВШЭ, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ 

Модератор: Максим Акимов, первый заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ

Подробнее

Технологические сдвиги последних лет привели к качественному изменению масштабов цифровизации экономики и общества, взрывному росту объемов и трансформации способов получения данных о социально-экономических явлениях. В объективном, системном и своевременном описании экономических, социальных, демографических, экологических, технологических тенденций оказываются заинтересованными различные группы пользователей, одновременно вовлеченные и в производство самих данных. Правительством Российской Федерации принято решение о создании на базе Росстата Национальной системы управления данными. В ее рамках должна быть обеспечена интеграция статистических, административных, открытых данных, что в свою очередь, потребует создания новой модели государственной статистики, обеспечивающей удовлетворение информационных потребностей граждан, бизнеса, органов власти. В этих условиях возникает целый ряд вызовов, отражающих необходимость структурной и функциональной трансформации сложившейся модели национальной статистической системы, формирования новых механизмов электронного взаимодействия в процессе сбора и распространения данных, привлечения для этих целей прорывных цифровых технологий.

Участники пленарной дискуссии обсудят ключевые проблемы, связанные с созданием Национальной системы управления данными:

  • Как меняются принципы сбора и интеграции данных в условиях цифровой экономики?
  • Какова новая роль статистики в обществе, в современной системе государственного управления?
  • Как повысить актуальность, качество и доступность статистической информации?
  • Как обеспечить межведомственную координацию статистических работ и снизить нагрузку на респондентов?
  • Как реализовать новые аналитические возможности, которые открывает использование административных, открытых, «больших» данных?

К участию в дискуссии приглашены:

Александр Суринов, руководитель Федеральной службы государственной статистики
Владислав Онищенко, первый заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ
Алексей Матушанский, Врио директора Департамента стратегического развития и корпоративной политики Министерства промышленности и торговли РФ
Андрей Жулин, проректор НИУ ВШЭ, директор по экспертно-аналитической работе НИУ ВШЭ

Пленарное заседание «Технологическое будущее российской экономики»

11 апреля 12:00—13:30 
ул. Мясницкая, д. 11, ауд. 518

Докладчики:

Олег Фомичев, статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития РФ
Александр Ведяхин, заместитель председателя Совета ПАО «Сбербанк России» 
Леонид Гохберг, первый проректор НИУ ВШЭ, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ 

Модератор: Денис Секиринский, заместитель начальника Управления Президента РФ по научно-образовательной политике

Подробнее

Глобальные вызовы влекут за собой радикальную трансформацию национальных экономик, их технологическую модернизацию, глубокую структурную, институциональную перестройку. Для современной России интеграция в эти процессы осложняется целым рядом факторов, включая, в том числе, макроэкономическую ситуацию, уровень конкуренции, многоукладность структуры экономики и ее сохраняющуюся в целом сырьевую ориентацию, низкий уровень инновационной культуры ключевых игроков, для которых инновации так и не стали основным источником конкурентоспособности, стратегическим приоритетом деятельности.

Решение подобных проблем давно стало для стран – глобальных лидеров управленческой рутиной. Для России их преодоление все еще переносится на будущее, а релевантные подходы и инструменты считаются новаторскими и дискуссионными. В профессиональных сообществах, органах власти нет четких и согласованных позиций по множеству актуальных для научно-технологического развития страны вопросов.

В рамках пленарной дискуссии участникам предлагается обсудить следующие вопросы:

  • Каковы глобальные вызовы, стоящие перед мировой экономикой, и как они проецируются на Россию, провоцируя при этом возникновение тех или иных угроз и возможностей?
  • Каким будет перспективный облик ключевых секторов мировой экономики?
  • Каковы перспективы технологической и производственной специализации российской экономики в условиях глобальной цифровизации и новой промышленной революции?
  • Каковы судьба традиционных рынков и перспективы возникновения новых?
  • Какие технологии способны выступить драйверами развития российской экономики?
  • Какие требования к кадрам и их компетенциям порождает трансформация технологической структуры экономики?
  • Какова роль науки в формировании плацдарма для технологического рывка?
  • Как меняются облик науки, ее организация и механизмы функционирования? Насколько актуальны для России современные модели открытой науки, открытых и инклюзивных инноваций?

К участию в дискуссии приглашены:

Алексей Хохлов, вице-президент Российской академии наук
Андрей Клепач, заместитель Председателя Внешэкономбанка (главный экономист) – член Правления
Павел Кондрашов, руководитель аппарата Комитета по образованию и науке Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации
Алексей Пономарев, вице-президент по стратегии и связям с индустрией Сколковского института науки и технологий

Круглый стол «Стратегическое планирование: на пути к работающей модели»

11 апреля 15:00—16:30 
ул. Мясницкая, д. 11, ауд. 508

Основной доклад: директор Центра стратегий и программ Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Павел Рудник

Участники:

Олег Фомичев, статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития РФ
Владимир Цибанов, директор Департамента бюджетной политики и стратегического планирования Министерства финансов РФ 
Алексей Беспрозванных, заместитель Министра промышленности и торговли РФ
Николай Бухтеев, начальник отдела Департамента экономики и финансов Правительства РФ
Артем Шадрин, директор Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России
Сергей Безруков, директор Департамента региональной промышленной политики и проектного управления Минпромторга России
Андрей Клименко, директор Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ
Евгений Куценко, заведующий Отделом кластерной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Подробнее

Аннотация:

В последние годы в сфере государственного стратегического планирования и управления было внедрено немало новшеств — принят Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», на уровне правительства и в министерствах реализованы элементы проектного управления, важное место в системе целеполагания заняли «майские» указы президента, задающие конкретные ориентиры для органов власти на весь политический цикл. Пробы новых инструментов управления и готовность выстраивать работу по приоритетам в ручном режиме, в обход «установленного порядка», замкнутого на ведомства, свидетельствуют о поиске адекватных современным реалиям решений в сфере стратегического планирования.

Так, не создана надежная система декомпозиции целей, без которой стратегические документы остаются лишь декларациями, а внимание органов власти концентрируется на текущих поручениях. Отсутствие видения будущего, а вместо него акцент на количественных показателях приводят к тому, что стратегии формируются «снизу-вверх» группами влияния, что закрепляет статус-кво в традиционных областях, а вызовы и новые тренды игнорируются. Стратегии сводятся к распределению госсредств, а бюджет остается единственным реальным документом стратегического планирования, ведь почти все ключевые решения принимаются при его формировании. Управление активами, а не институтами порождает «диктатуру» Минфина. Система стратегического планирования ориентирована на госсектор, что «отсекает» от национальной повестки развития многих наиболее эффективных стейкхолдеров, — для них просто нет механизмов вовлечения и мотивации к участию в разработке и реализации стратегий.

При этом постоянно растет сложность госуправления — сегодня реализуется более 57 тыс. стратегических документов, исполняется более 15 тыс. поручений Президента и Правительства, установлено более 500 тыс. целевых показателей стратегического развития. В то же время, до сих пор не реализованы давно признанные за рубежом модели управления, основанные на мотивации к эффективной работе всех заинтересованных сторон. В частности, нет системы оценки социально-экономической политики — не отдельных мер по эффективности бюджетных расходов, а политики в целом, включая значимые для общества результаты (policy evaluation). Ее принципы — независимый контроль, публичность и взаимодействие со стейкхолдерами, что усиливает доверие и стимулы к целевому поведению с ориентацией на результат. Напротив, сегодня результаты политики в целом не оцениваются, оценка по отдельным направлениям замкнута на ведомства, которые сами планируют, реализуют и анализируют итоги (конфликт интересов!).

Вопросы для обсуждения:

Как сделать эффективной систему государственного стратегического планирования?

Важна ли для экономики система независимой оценки политики? Как ее построить?