Цифровизация научной и инновационной политики
Посмотреть обзор на сайте ОЭСР |
Обзор науки, технологий и инноваций ОЭСР на 2018 год является двенадцатым изданием в серии, в которой раз в два года рассматриваются ключевые тенденции политики в области науки, технологий и инноваций (НТИ) в странах ОЭСР и ряде основных стран-партнеров. В издании 2018 года в фокусе внимания находятся такие вопросы, как возможности и проблемы, связанные с расширением доступа к данным, влияние искусственного интеллекта на науку и производство, а также влияние цифровизации на исследования и инновации. В докладе также обсуждаются недостатки текущих мер политики, то, как цели в области устойчивого развития меняют повестку дня в области НТИ, и необходимость новых, более гибких, подходов к управлению технологиями и разработке политического курса.
Большой интерес представляет раздел «Цифровизация научной и инновационной политики». Возникающие цифровые инициативы в сфере научной и инновационной политики (DSIP) все больше связывают между собой различные источники информации и используют новые технологии и приложения, которые применяются политиками все более широко. Эти системы дают возможность составить более полную картину о масштабах и вкладе научной и инновационной деятельности, а также предоставляют потенциально полезные инструменты для облегчения процесса принятия решений. Например, министерства могут использовать системы DSIP для проектирования, имплементации, мониторинга и оценки политики. Финансовые агентства могут их использовать для планирования, координации, мониторинга и оценки своей деятельности. По мере увеличения объема данных об исследованиях и инновациях системы DSIP могут трансформировать способы определения политики в области НТИ и предоставления государственных услуг.
Основной целью инициатив DSIP является поддержка определенных аспектов государственной политики. Проект ОЭСР по анализу практик применения DSIP — это первая попытка картирования ландшафта инициатив DSIP в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР с учетом специфической природы цифрового управления в сфере научной и инновационной политики. Результаты исследования показывают, что системы DSIP могут быть представлены в разных вариантах в контексте национальных политик, что приводит к трудностям классификации.
В качестве примера авторы обзора приводят группу систем, которые используют административные базы данных финансирующих организаций и связывают их с другими (обычно внешними) данными, чтобы, например, получить представление о результатах и последствиях финансирования.
К первой группе они отнесли Научно-техническую информационную систему Аргентины (Argentina’s Sistema de Información de Ciencia y Tecnología Argentino — SICYTAR), Систему управления исследованиями и информацией в Южно-Африканской Республике (South Africa’s Research Information Management System), Польскую интегрированную систему анализа информации о науке и высшем образовании (The Integrated System of Information on Science and Higher Education — POLon), систему RePORTER в Соединенных Штатах.
Другая группа систем DSIP представляет собой те или иные инструменты анализа данных (часто с использованием машинного обучения, больших данных и семантического анализа), которые собирают и объединяют данные из большого количества источников, для обеспечения взвешенных политических решений.
Ко второй категории авторы обзора отнесли испанскую систему Corpus Viewer, британскую Arloesiadur, японскую интеллектуальную вспомогательную систему для выработки политики (SciREX Policymaking Intelligent Assistant System — SPIAS) и российскую Систему интеллектуального анализа больших данных (iFORA), разработанную в Институте статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
Соавторами обзора ОЭСР за 2018 год стали Евгений Моисеичев, ранее работавший в Центре ОЭСР-ВШЭ, и Дмитрий Плеханов, выпускник англоязычной магистерской программы ИСИЭЗ «Управление в сфере науки, технологий и инноваций».
Источник: новость на сайте Центра ОЭСР-ВШЭ