Система интеллектуального анализа больших данных

Запрос демо      Работа и стажировка 

 

Ссылка при использовании данных iFORA: Система интеллектуального анализа больших данных iFORA (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ)                                   

Бизнесу нужен форсайт. Как компании планируют завтрашний день?

Развитие искусственного интеллекта, экономика совместного потребления, изменение климата, освоение космоса и мирового океана и др. –  глобальные тренды не только в России, но и во всем мире. Все они влияют на бизнес, и вопрос сегодня не в том, чтобы быстрее сформулировать новый тренд, а в том, чтобы быстрее на него отреагировать. Компании и правительства научились планировать завтрашний день – для этого они проводят форсайты, выстраивают систему приоритетов, движутся в направлении, которое считают оптимальным. Директор Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики Александр Чулок рассказал Forbes Club, как грамотно реализовать форсайт в компании.

Александр Чулок, директор Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний

Александр Чулок, директор Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний
ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Для того, чтобы грамотно интегрировать форсайт в управленческую рутину компании, эта активность не должна быть капсулированной, она должна стать рутиной в хорошем смысле. 

«Важная часть форсайта — отсутствие зашоренности и широкий кругозор. Конечно, легче это обеспечить при помощи внешних экспертов или коллективов, потому что любой человек, глубоко погруженный в какую-то сферу, рано или поздно столкнется с узким, тоннельным мышлением. Мы, например, реализуем возможность всматриваться в будущее сквозь разные исследовательские призмы при помощи интеллектуального анализа больших данных — наш инструмент iFORA(fm) (intelligent foresight analytics, интеллектуальная прогнозная аналитика, — Forbes Club) содержит около 800 млн документов. 

Инструмент был отмечен в журнале Nature и вошел в топ-5 мировых систем в области стратегической аналитики по версии ОЭСР. Мы начали разрабатывать его еще восемь лет назад. Сейчас это одна из ведущих мировых систем стратегической аналитики в гражданской сфере. У нее достаточно большое количество корпусов документов — патенты, статьи в научных журналах, блоги, отчеты и доклады мировых научных и аналитических центров, солидных организаций, таких как ООН или ЮНЕСКО и пр. Ежедневно в iFORA в автоматическом режиме обновляется более 30 000 разных документов. Она в состоянии строить ландшафты глобальных трендов, определять перспективные технологии, направления развития науки, строить консенсус-прогнозы, оценивать рынки и сегменты и даже выявлять конкретные компании или фамилии, естественно, если это есть в открытом доступе», – отмечает Александр.

По мнению Александра Чулока, ИИ помогает упростить рутинную работу в том, что касается проведения форсайт-исследований. Если раньше консенсус-прогнозы строились с помощью огромного количества аналитиков, которые вручную перебирали данные, то теперь это можно сделать с помощью той же iFORA достаточно оперативно. Форсайт — это как правило выявление и формирование нестандартных идей, а сейчас идеальное время для новых бизнесов, цепочек добавленной стоимости или ниш.

 «Однако не стоит считать, что форсайт — это панацея. Конечно, это мощный инструмент, но он не исключает необходимости принятия тактических действий. За последние годы российские компании хорошо научились тактическим действиям, но забыли мыслить масштабно — хотя бы на два-три шага вперед. Но жизнь показывает, что смотреть в будущее — это необходимость.  Если говорить про Россию, то, в целом, у нас занижен горизонт форсайт-исследований. За рубежом уже несколько лет средняя точка прогнозирования — 2050 год, хотя есть и форсайты, рассчитанные до 2100 года. У нас постепенно некоторые игроки начинают заглядывать в 2050 год, но пока многие концентрируются на 2036 или 2040 годах, хотя этим надо было заниматься еще лет 10 назад.

Такой недалекий горизонт планирования неизбежен, ведь сами слова «прогноз» или «планирование» в России долго носили негативную окраску. Они ассоциировались с Советским Союзом. Хотя за рубежом все крупные компании спокойно планировали и это не было чем-то особенным. 

Не спадает интерес к выявлению «джокеров», то есть таких технологий, которые окажут масштабное, системное воздействие на цивилизацию. Например, к поиску новых источников энергии или к вопросам радикального продления человеческой жизни», – уверен Александр Чулок.

С полной версией статьи можно ознакомиться по ссылке: https://club.forbes.ru/practicum/tehnologiya-a-ne-mistika-kak-s-pomoshhju-forsajta-formirovat-budushhee?ysclid=m0wa89n0ea526526335