Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Инноваторов приглашают объединяться в проектные консорциумы

29 января в ИСИЭЗ НИУ ВШЭ прошел круглый стол «Реализация программ инновационного развития государственных компаний — промежуточные итоги и лучшие практики», на котором обсуждались новые форматы взаимодействия участников инновационной системы в России.

Леонид Гохберг и Игорь Агамерзян

Алексей Жуков (Фонд «Сколково»), Артем Шадрин, Леонид Гохберг, Игорь Агамирзян
Алексей Жуков (Фонд «Сколково»), Артем Шадрин, Леонид Гохберг, Игорь Агамирзян
Программы инновационного развития (ПИР) крупнейших государственных компаний были утверждены почти 3 года назад, и уже можно подводить промежуточные итоги их реализации, отметил первый проректор НИУ ВШЭ Леонид Гохберг, открывая круглый стол (стратегическую сессию). Она была организована Высшей школой экономики совместно с Минэкономразвития России и Российской венчурной компанией (РВК).
Вышка участвовала в подготовке методической базы формирования ПИР, также помогала разрабатывать их для ряда крупных компаний («Роснефть», «Аэрофлот», «РАО Энергетические системы Востока», «Газпром» и других).
Сегодня важным фактором, влияющим на обновление стратегий и инновационных программ крупнейших российских компаний, становится долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации до 2030 года, формирование которого по заказу Минобрнауки России координировал Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. В январе его утвердил председатель правительства Дмитрий Медведев, а затем он же обсудил с вице-премьерами. Внимание к результатам прогноза также усилило актуальность повестки сессии.
У прогноза есть и более широкая миссия: он задает векторы взаимодействия участников инновационной системы при выстраивании их долгосрочной инновационной политики. Понятно, что все они — а это госкомпании, органы власти, техплатформы, территориальные кластеры, вузы, средний и малый бизнес, институты развития — имеют разный вес и возможности, играют на поле инноваций разные роли, вступают в те или иные отношения — иногда ситуативные, иногда продолжительные.

Проектные консорциумы позволят инноваторам концентрироваться на конкретных, зачастую утилитарных, проектах и привлекать к их реализации обладателей необходимых компетенций.

Помимо выстраивания устойчивых отношений (эти процессы формализуют такие институты, как техплатформы и кластеры) в Министерстве экономического развития РФ сейчас рассматривают еще один вариант налаживания взаимосвязей между участниками инновационной системы — проектных консорциумов. Об этом, в частности, сказал директор департамента инновационного развития Минэкономразвития РФ Артем Шадрин. Деятельность таких формирований не затрудняет ни территориальная привязка (как в случае с кластерами), ни масштабность целей и задач (как в случае с технологическими платформами). Проектные консорциумы позволят инноваторам концентрироваться на конкретных, зачастую утилитарных, проектах и привлекать к их реализации обладателей необходимых компетенций. О проектных консорциумах также упоминали представитель Фонда «ЦСР "Северо-Запад"» Дмитрий Санатов и генеральный директор Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике Игорь Кожуховский.
Участники стратегической сессии обсудили новый формат в контексте анализа реализации программ инновационного развития, поскольку в качестве «ядер» временного объединения заинтересованных сторон, как предполагается, могут выступать именно госкомпании, реализующие ПИР.
Михаил Голанд
Михаил Голанд
В связи с этим важно изучить лучшие практики и очевидные барьеры инновационного развития госкомпаний. Относительно проблем собравшиеся эксперты высказывали более или менее схожие оценки. Так, по мнению Игоря Агамирзяна, генерального директора и председателя правления РВК, основная проблема заключается в том, что инновационная деятельность в рамках ПИРов не является для компаний основной. Пожалуй, единственное исключение — компания «Росатом», успешно продвигающая свои высокотехнологичные продукты на мировом рынке.
Михаил Голанд, заведующий отделом частно-государственного партнерства в инновационной сфере ИСИЭЗ НИУ ВШЭ представил данные исследования, проведенного по заказу РВК. По затратам на реализацию ПИР в 2012 году лидировали ОАО «Российские железные дороги»; ГК «Ростехнологии»; ОАО «Газпром»; ОАО «Концерн ПВО "Алмаз-Антей"». По объемам затрат на ИиР наилучшие показатели продемонстрировали ГК «Ростехнологии»; ОАО «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнева»; ГК «Росатом»; ФГУП «Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс"»; ОАО «Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром"».

В качестве «ядер» проектных консорциумов могут выступать госкомпании, реализующие программы инновационного развития.

Выяснилось, что наибольший объем затрат на исследования и разработки осуществлялся в компаниях, занятых в оборонно-промышленном и ракетно-космическом комплексах. Из бюджетных средств финансируется 60% расходов на исследования и разработки в рамках программ инновационного развития. Объемы венчурного финансирования в изобретательстве и рационализации по программам инновационного развития несопоставимо малы по сравнению с общими объемами финансирования.
Среди своих основных задач в рамках реализации программ инновационного развития респонденты отметили модернизацию производственных мощностей (85%), подготовку кадров (71%), в то время как прорывные исследования и разработки были в числе приоритетных задач лишь для 32% опрошенных.
Проблему кадрового потенциала и управления в сфере НИОКР отмечали и участники сессии. В ряде выступлений были обозначены несколько ее аспектов. Во-первых, должность директоров по инновациям во многих государственных компаниях зачастую формальная, а его решения мало влияют на инновационную стратегию компаний. Во-вторых, необходим профессиональный стандарт для должности директора по инновациям, и разрабатываться он должен в бизнес-сообществе, а не в образовательных учреждениях. Наконец, в-третьих, вузы не могут дать предприятиям готовых специалистов на эту должность, так как научиться искусству управления инновационной деятельностью компании можно только «в реальных боевых условиях». (Словно в ответ на этот запрос ИСИЭЗ запускает с нового учебного года магистерскую программу по управлению в сфере науки, технологий и инноваций, которая предусматривает, в том числе, длительные стажировки студентов в крупных компаниях.)
Из основных ошибок государственной политики в области стимулирования инновационной активности опрошенные менеджеры по инновациям отмечали сильную зарегулированность и ориентацию только на количественные показатели. Реальные эффекты политики «принуждения к инновациям», по их оценкам, проявятся не ранее чем через 5 лет.
Возможно, эти процессы ускорят проектные консорциумы? Объединяясь даже на время, по-настоящему заинтересованные игроки могут изменить всю инновационную среду, и надолго.

Подготовил Максим Коцемир
Фото Никиты Бензорука

Программа мероприятия

Новость на портале НИУ ВШЭ

Презентации участников Стратегической сессии

А.А. Вучкович "Профессиональные стандарты в авиастроении – опыт ОАО ОАК"

О.И. Карасёв "Рекомендации по систематизации технологических форсайтов и построению технологических дорожных карт государственных компаний"

И.С. Кожуховский "Возможности формирования научно-производственных консорциумов в секторе электроэнергетики"

В.А. Костеев "Опыт организации профессионального сообщества для обмена лучшими практиками инноваций" 

В.А.Першуков "Опыт взаимодействия Госкорпорации «Росатом» с вузами"

Д.В. Санатов "Практика формирования технологических консорциумов в целях реализации комплексных кооперационных проектов"

Т.М. Трофимова "Реализация программ инновационного развития государственных компаний – промежуточные итоги и лучшие практики"