• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бюллетень «Деловой климат в сфере услуг в IV квартале 2014 года»

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ выпустил информационно-аналитический материал, характеризующий деловой климат в сфере услуг России в четвертом квартале 2014 года.


Деловая активность на рынке услуг в последнем квартале года продолжала снижаться. Сохранилась негативная динамика основных показателей деятельности сервисных организаций: увеличилось число предпринимателей, отметивших снижение потребительского спроса и объема оказанных услуг, численности работников и полученной прибыли, а также наблюдалось ухудшение конкурентной позиции и экономического положения организаций. К позитивным аспектам, выявленным настоящим обследованием, можно отнести достаточно сдержанный рост цен на услуги (респонденты отвечали на вопросы анкеты в конце ноября 2014 года, то есть до радикальных изменений курса рубля).

Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок изменения спроса на услуги и экономического положения организаций в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом, а также ожидаемого изменения спроса на услуги в следующем квартале; в процентах.

Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ), основной показатель обследования, интегрально характеризующий деловой климат на рынке услуг, продолжил снижение и достиг минимального значения за три года проведения обследований (-4%). Нисходящая динамика и отрицательная величина индикатора свидетельствуют об очевидном замедлении деловой активности и позволяют характеризовать бизнес-климат в этом сегменте экономики как неблагоприятный. Наиболее резкий спад переживает туристический бизнес, что подтверждается снижением ИПУ за прошедший год на 11 п. п. до рекордного значения (-21%). Предприниматели связывают это с беспрецедентным падением спроса на услуги.

Ухудшение делового климата в сфере услуг связано в первую очередь с сокращением платежеспособного спроса со стороны населения. Торможение роста реальных располагаемых денежных доходов населения, обесценивание рубля и рост инфляции на фоне сохраняющейся неопределенности текущей и перспективной экономической ситуации, в том числе из-за геополитической напряженности, вынуждают потенциальных потребителей услуг минимизировать затраты и по возможности тратить доходы на создание личных «подушек безопасности». В них может входить приобретение жилья или товаров длительного пользования, долларизация накоплений. В то же время сберегательная стратегия предполагает ограничение пользования необязательными услугами или полный отказ от них.

Прогнозы деловой активности на начало 2015 года, сформированные на основе мнений участников обследования, в целом достаточно пессимистичны. Очевидно, что оно будет очень непростым для рынка услуг не только по объективным причинам, связанным с неблагоприятным сезонным фоном. Многим организациям придется работать в условиях дальнейшего снижения потребительского спроса, поскольку надеяться на быстрое улучшение макроэкономической ситуации и рост реальных доходов населения пока не приходится.

Деловой климат в сфере услуг в IV квартале 2014 года (PDF, 1.47 Мб)

Публикации в СМИ:

Драйверы для рецессии («Финансовая газета», 22.01.2015)