• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Люди науки как объект изучения

Почему обладатели ученых степеней в целом менее мобильны, чем другие работники? Дает ли получение ученой степени преимущество на рынке труда? С чем связана наибольшая концентрация специалистов высшей научной квалификации в Люксембурге и Швейцарии? Представитель Организации экономического сотрудничества и развития Лодлин Ориоль прояснила студентам магистерской программы ИСИЭЗ «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» эти и другие вопросы о роли человеческих ресурсов науки в экономике, а также прокомментировала подходы к измерению научных кадров, применяемые в этой организации.

Лодлин Ориоль (Laudeline Auriol) обладает более чем 20-летним опытом исследований в сфере науки и технологий. Как ведущий специалист Директората по науке и промышленности ОЭСР она отвечает за развитие системы статистического измерения человеческих ресурсов в науке, участвует в подготовке регулярного (один раз в два года) доклада ОЭСР «Индикаторы науки и технологий» (Main Science and Technology Indicators, MSTI). Лодлин Ориоль руководит международным проектом по изучению карьерных траекторий и мобильности научных кадров высшей квалификации, реализуемом в 25 странах при поддержке ОЭСР, ЮНЕСКО и Евростата. Она является автором ряда статей в аналитических и академических изданиях, в том числе подготовленных специально для журнала «Форсайт»:

Исследователи ИСИЭЗ тесно сотрудничают с Лодлин Ориоль по нескольким направлениям. Так, с 2010 года в проекте «Карьеры докторов наук» с российской стороны участвует Наталья Шматко, заведующая отделом исследований человеческого капитала. В течение многих лет ИСИЭЗ предоставляет статистику по России при подготовке доклада ОЭСР «Индикаторы науки и технологий». В последние два года руководитель ИСИЭЗ Леонид Гохберг и заведующий Отделом исследований результативности научно-технической деятельности Константин Фурсов активно работают вместе с Лодлин Ориоль над новой редакцией главы Руководства Фраскати, посвященной измерению научных кадров.

О методологии от первоисточника

ОЭСР признана одним из ключевых поставщиков сопоставимой на международном уровне статистической информации для формирования научно-технологической   политики. Как разработчик методологических подходов и международных стандартов статистического наблюдения эта организация стоит в одном ряду с ООН, Еврокомиссией (Евростатом), Всемирной торговой организацией, Всемирным банком и Международным валютным фондом.

Основу для статистического измерения и сопоставления процессов, характеризующих кадровую базу науки и технологий, задают три методологических руководства, напомнила г-жа Ориоль: Canberra Manual (OECD, 1995) — о научно-техническом персонале; Frascati Manual — о персонале, выполняющем исследования и разработки; Методологические рекомендации проекта «Careers of Doctorate Holders» — о персонале высшей научной квалификации.

ОЭСР собирает и анализирует данные о структуре и направлениях профессиональной мобильности научно-технического персонала. Основные измеряемые индикаторы: демографические характеристики (пол, возраст, гражданство, место проживания), уровень образования, специализация, структура и тип занятости, профессиональные достижения и навыки (когнитивные, коммуникативные, предпринимательские, управленческие и др.).

Изучать человеческие ресурсы в науке важно для оптимизации системы профессиональной подготовки, установления соответствий между компетенциями, которые формируют программы высшего и поствысшего образования, и требованиями рынка труда. В частности, в условиях глобализации рынка труда исследователей и преподавателей высшей школы, встает вопрос о том, какую модель научно-технической политики избрать, чтобы оптимизировать государственные затраты на подготовку высококвалифицированных кадров. Актуальность измерений человеческих ресурсов науки также связана с динамикой интереса к отдельным научным специальностям, глобализацией научных и образовательных систем (включая развитие системы непрерывного образования), необходимостью находить общие решения на растущие глобальные вызовы.

Карьеры и мобильность докторов наук

С усилением глобализации возникают новые формы мобильности исследовательского персонала, включая виртуальную, не подразумевающую физического перемещения исследователя из одной страны в другую или из одного научного центра в другой. Среди обладателей ученых степеней, доктора наук — одни из самых востребованных и, соответственно, мобильных категорий кадров. Лицам, ответственным за реализацию научно-технической политики и развитие инновационной системы, важно знать, в каких странах более всего заняты доктора наук, какой они вносят вклад в глобальную и национальные экономики, как связана их деятельность с развитием знания. Международная мобильность — это одна из центральных тем международного проекта «Карьеры докторов наук», на которой подробно остановилась в своей лекции Лодлин Ориоль.

Начавшись в 2004 г., проект к настоящему моменту охватывает 25 стран не только Европы, но и других частей света, включая Японию и США. Начиная с 2010 г. в нем представлена и Россия — благодаря участию ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, в палитре исследований которого есть, например, связанный мониторинговый проект по изучению научных кадров высшей квалификации.

В рамках этого международного проекта карьеры докторов наук анализируются под углом полученного образования, текущей занятости, особенностях начального этапа исследовательской карьеры, международного сотрудничества и академической мобильности, а также с учетом социально-демографических характеристик, размера доходов и удовлетворенности работой. Предпринимаются также попытки измерения компетенций наиболее квалифицированных кадров науки и оценки их важности для развития карьеры. Данные собираются из различных источников и сопоставляются на международном уровне, что делает проект поистине уникальным.

Будущим управленцам в сфере науки и технологий, наверняка было интересно узнать некоторые факты о карьерах обладателей ученых степеней. Например, большинство обладателей ученых степеней заняты в секторе высшего образования, за исключением Дании и Нидерландов, где с ним конкурируют государственные организации и бизнес. В международных организациях наиболее заметное число докторов занято в Люксембурге и Швейцарии. Интересен и такой факт: чаще менять работу склонны исследователи, занятые в реальном секторе экономики, что может быть связано с большой продолжительностью командной работы над исследовательскими проектами. Основными причинами для мобильности научных кадров долгое время остаются академические и материальные (карьерные возможности).

Общей тенденцией в карьерных траекториях докторов наук является то, что они позже других оказываются на рынке труда, что связано, прежде всего, с более продолжительным периодом обучения. В России также наблюдается смещение в сторону старшего поколения: более 30% обладателей ученых степеней в стране старше 55 лет. Аналогичная ситуация наблюдается в Исландии, Израиле и Латвии.

Константин Фурсов, Наталья Шматко