• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Готовность российских компаний к «открытым инновациям»

Лишь треть российских предприятий промышленности и сферы услуг разрабатывают инновации в сотрудничестве с другими организациями. Почти две трети инновационных предприятий (65,4%) в России не стремятся наращивать сетевой капитал, ориентируются преимущественно на собственные силы либо на партнеров в составе группы, к которой принадлежат. Обследование порядка 1000 предприятий, проведенное экспертами ИСИЭЗ в рамках Мониторинга инновационной активности субъектов инновационного процесса НИУ ВШЭ в 2009, 2010, 2012 и 2014 гг., показало, что для нашей страны «открытие» инновационного процесса еще проблематично.

 Полный текст бюллетеня (PDF, 2.03 Мб)

Рис. 1
Рис. 1

Первоочередные причины: недостаточный уровень конкуренции в большинстве сегментов внутреннего рынка, низкая эффективность внутреннего менеджмента и степень доверия к партнерам, наличие серьезных административных барьеров, сложности перехода к новой модели ведения бизнеса.

Более половины обследованных отечественных компаний не сотрудничают при разработке новых продуктов и процессов ни с научными организациями, ни с вузами. Притом что формально уровень развития контактов российских предприятий с организациями сектора научных исследований и разработок нельзя считать низким (по промышленности – 48% среди осуществлявших технологические инновации), кооперационные связи с другими типами организаций они развивают в первую очередь с потребителями продукции. Для компаний обрабатывающей промышленности (см. рис. 2) характерно также сотрудничество с поставщиками сырья, материалов и комплектующих (69%), для предприятий сферы услуг – с поставщиками услуг (43%).

Наблюдается устойчивая корреляция между интенсивностью кооперационных связей и размером предприятия. Наиболее активны в плане инновационного партнерства крупные компании (с численностью персонала более 500 человек): такое взаимодействие осуществляют почти 35% из них, в то время как среди средних по размеру – только 26%, среди малых – 21%.

Рис. 2
Рис. 2

При разработке инноваций и технологическом обмене предприятия обрабатывающей промышленности и сферы услуг активнее всего сотрудничают с региональными контрагентами, вероятно, потому что сфера их деятельности в значительной степени ограничивается территорией расположения, региональным и даже локальным рынками. «Региональный» акцент, вероятно, также связан с формированием сети инновационных территориальных кластеров, предусмотренных Стратегией инновационного развития до 2020 года. В рамках кластерной политики внимание уделяется именно развитию кооперации между предприятиями и организациями — участниками кластера, чаще всего находящимися на одной территории; стимулированию малого и среднего бизнеса, возникающего вокруг «якорных» фирм.

Российские предприятия используют преимущественно внутренние источники информации при осуществлении инновационных проектов. В основном это собственные исследования и разработки — их указали 60% обследованных предприятий. Менее половины респондентов (43%) заявили о привлечении рыночных каналов, что позволяет точнее учитывать предпочтения потребителей при разработке новой продукции. На практике в стране наблюдается недостаточная ориентация большей части предприятий на спрос при осуществлении инновационной деятельности. Меньше четверти компаний (23%) используют научно-техническую информацию: литературу, патентные данные, сведения, которые удается получить на различных мероприятиях.

В современной экономической теории и практикеактивно используется понятие «открытые инновации», которое обозначает гибкую модель ведения бизнеса с акцентом на взаимодействие с партнерами, интенсивное применение потоков знаний и технологий, мобильность квалифицированных кадров, расширение рынков, новую парадигму использования интеллектуальной собственности. Мировой опыт показывает: при активном сотрудничестве с внешними контрагентами вырастает продуктивность разработок, ускоряются инновационные и производственные процессы, минимизируются инвестиционные риски и вероятность неуспешного завершения инновационной деятельности.

Авторы исследования Елена Александрова, Татьяна Кузнецова и Виталий Рудь делают вывод о том, что сетевое взаимодействие различных экономических агентов при осуществлении инноваций имеет в России ограниченный масштаб и низкую эффективность. При реализации инновационных проектов предприятия опираются прежде всего на собственные источники информации и ресурсов. Действующие схемы кооперации направлены преимущественно на партнерство с потребителями. Взаимодействие с сектором исследований и разработок, конкурентами, консалтинговыми фирмами, поставщиками, другими контрагентами менее интенсивно и продуктивно. Это при прочих равных условиях может негативно влиять на результативность нововведений. На общем фоне крайне слабо представлено международное партнерство. То, что отечественные предприятия не слишком заботятся о выводе продукции на международные рынки и тяготеют к адаптационно-имитационной закрытой модели ведения бизнеса, противоречит мировым трендам и не способствует полноценному развитию страны.

См. публикации в СМИ:

Эксперты ВШЭ: российские компании не стремятся к сотрудничеству с учеными в области инноваций («Открытая наука» на портале «Теории и практики», 18.03.2015)

Менее четверти предприятий в России используют научно-техническую информацию (STRF.ru, 19.03.2015)