Что думают россияне о выборе карьеры ученого
Признавая важность научно-технического развития России, большинство ее жителей считают научную карьеру не самым удачным выбором для своих детей. Лишь треть россиян поддержали бы их решение заняться наукой. Эти данные получены Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в ходе опроса общественного мнения с участием 1670 человек, проведенного в ноябре 2014 года в рамках Мониторинга инновационного поведения населения.
Информационный бюллетень «Инновационное поведение населения»
Подавляющее большинство россиян признают важность научно-технического развития. 84% жителей нашей страны считают, что наука и техника делают жизнь более легкой и комфортной. Почти столько же (83%) видят, что достижения науки и новые технологии открывают широкие возможности для следующих поколений. Работу ученого признают очень важной 72% россиян, они согласились с утверждением, что ученые — это самоотверженные люди, которые трудятся на благо всего человечества.
При этом ученые — «чудаковатые» люди, считают 57% опрошенных; и зарабатывают меньше, чем представители других профессий с аналогичной нагрузкой (42%). Работа исследователей кажется скучной и к тому же опасной 53% и 52% россиян соответственно, в жизни ученых нет развлечений (50%) и интересов, не связанных с работой (45%).
Выбор научной карьеры многим россиянам кажется не самым удачным решением: лишь около трети опрошенных (32%) были бы рады, если бы их сын или дочь захотели стать научным работником. Практически столько же (29%) не обрадовались бы такому выбору ребенка. Для сравнения, в Китае поддержали бы детей в их стремлении строить научную карьеру 36% родителей, а в США и Израиле их намного больше — 80% и 77% соответственно (см рис. 1).
*Категория «остальные респонденты» включает в себя тех, кто не одобрил бы выбор ребенком научной карьеры, кто одобрил бы любой выбор, а также затруднившихся ответить.
Кто больше одобряет карьеру ученого?
У россиян, которые в той или иной степени соприкасаются с миром науки, положительное отношение к исследовательской карьере выражено сильнее, чем среди остальных групп населения. Например, среди тех, кто общается с учеными или аспирантами (эта группа составила 10% от всей выборки), практически каждый второй (45%) порадовался бы выбору ребенком научной карьеры. Среди интересующихся наукой (тех, кто регулярно следит за научными новостями, обсуждает с друзьями научные достижения и т. д.; эта группа составила 16% от всей выборки) 52% были бы рады, если бы их ребенок захотел стать ученым (см. рис. 2).
*Категория «остальные респонденты» включает в себя тех, кто не одобрил бы выбор ребенком научной карьеры, кто одобрил бы любой выбор, а также затруднившихся ответить.
Стереотипы о работе ученых и отношение к карьерному выбору детей
Результаты опроса показали, что убеждения россиян относительно характера работы ученых не являются определяющим фактором отношения к выбору научной карьеры их детьми. Даже среди сторонников такой карьеры многие придерживаются негативных стереотипов о ней. То же самое наблюдается и в группах россиян, интересующихся наукой и знакомых с учеными (см. таблицу).
Авторы исследования предполагают, что на формирование подобных стереотипных представлений о характере работы ученых и их стиле жизни, с одной стороны, сильно влияют СМИ и кинематограф. С другой — образ социально невостребованного ученого мог укорениться в общественном мнении в результате снижения финансирования науки в 1990-е годы, последующего падения престижа научной деятельности и оттока кадров.
Что может повысить привлекательность научной карьеры?
Общественное мнение может измениться в результате накопления большого количества примеров успешной карьеры ученых, полагают авторы мониторинга. Для этого необходимо в первую очередь улучшать условия труда научных работников. Однако более важным фактором исследователи считают популяризацию науки и ее результатов в обществе. Научная карьера станет более привлекательной в глазах сограждан, если они сами будут сильнее вовлечены в научно-популярную культуру в целом.Чем чаще россияне будут ходить в научные музеи, смотреть передачи о науке, посещать научно-популярные лекции и взаимодействовать с учеными, тем выше вероятность, что они положительно отнесутся к выбору их детьми научной карьеры, поскольку она им будет казаться не только социально значимой, но и интересной.
Елена Чернович