Планы по воде
Россия — одна из наиболее обеспеченных водными ресурсами стран. Однако используются они зачастую нерационально. Чтобы оптимизировать управление водным сектором, надо в первую очередь решить организационно-правовые вопросы, затем — технические, считает директор департамента научно-технической политики и модернизации ГК «РЕНОВА» Юрий Голубков. В ходе совместного с компанией форсайт-проекта эксперты Высшей школы экономики рассмотрели стратегические подходы к управлению водохозяйственным комплексом с учетом четырех сценариев.
Проект по исследованию глобальных вызовов и долгосрочных тенденций инновационного развития в сфере водных ресурсов близится к завершению. На предыдущих этапах эксперты НИУ ВШЭ выявили основные факторы и риски, влияющие на развитие сферы водных ресурсов, и предложили четыре возможных сценария ее развития. 10 апреля 2015 года в рамках XVI Апрельской конференции российские и зарубежные эксперты обсудили возможные направления развития российских компаний и меры государственной политики в случае реализации каждого из них. В обсуждении приняли участие 45 представителей международных организаций, ведущих компаний и бизнес-объединений, вузов и исследовательских центров. В июне в Высшей школе экономики состоится публичное представление итогового доклада и результатов проекта.
Рынок продуктов и услуг в сфере водных ресурсов имеет хороший потенциал роста: к 2020 году он может достигнуть 980 миллиардов долларов США. При этом необходимо вложить значительные средства в поддержание и развитие водохозяйственной инфраструктуры. «Потребность в инвестициях в этот сектор до 2050 года только в части водоснабжения и водоотведения составляет 6,7 трлн долларов США, то есть около 40% годового мирового ВВП», — отметил консультант ОЭСР Александр Мартусевич. Объем инвестиций, необходимый всему водному хозяйству, втрое больше.
Водохозяйственный комплекс (ВКХ) — масштабный, капиталоемкий, многоцелевой, и для управления им необходима координация разных субъектов с опорой на долгосрочную государственную стратегию развития. В отсутствие универсальной модели госуправления для всех стран, каждое государство задает свои правила игры для участников водных отношений, делая выбор между приватизацией прибыли и социализацией убытков и основных затрат.
В нашей стране данная сфера регулируется Водным кодексом (принят в 2006 году) и действующими с 2009 года Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года и планом мероприятий по ее реализации. Финансирование мероприятий осуществляется через ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012—2020 годах» и ФЦП «Чистая вода», рассчитанную на 2011—2017 годы. Институциональные рамки для долгосрочного прогнозирования в отрасли устанавливает принятый в 2014 году Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
На Апрельской конференции эксперты НИУ ВШЭ представили несколько возможных сценариев развития сектора: инновационный (оптимистичный, реформаторский), инерционный (консервативный, стагнационный), кризисный (негативный, мобилизационный) и сценарий «национальный приоритет». Эти направления развития могут быть полезны государству и бизнесу для подготовки взвешенных решений с целью максимизации преимуществ и минимизации негативных эффектов.
Четыре сценария
Инновационный сценарий, реализуемый в большинстве развитых стран мира, предполагает децентрализацию полномочий и обеспечение конкуренции на рынке водного хозяйства, повышение инвестиционной привлекательности водного сектора, создание различных форм государственно-частных партнерств. Строгий контроль состояния водопроводной системы, внедрение на очистных установках большой мощности новых (в том числе «умных») технологий и системная реконструкция гидротехнических сооружений дают возможность получать воду высокого качества прямо из-под крана.
Инерционный сценарий допускает долю частных компаний до 35-40% (с упором на концессии). Частные операторы стремятся получить водоканалы больших городов, где бизнес приносит прибыль. Работа в небольших населенных пунктах, как правило, нерентабельна. Для этого сценария характерно сдерживание роста тарифов государством — их индексация ниже уровня инфляции. При реализации этих условий, к 2019—2020 годам возможен экспоненциальный рост аварийности на объектах водного хозяйства.
При кризисном сценарии водный сектор практически полностью регулируется государством (причем с целью недопущения аварий и социальной защиты населения, а не развития бизнеса), не исключены массовые банкротства компаний ВКХ, дальнейшая централизация сектора и создание госкорпорации «Росвода». Меры по обеспечению граждан качественной водой простые и доступные: например, выделение дотаций и беспроцентных ссуд на покупку индивидуальных средств очистки воды (бытовых фильтров), предоставление их производителям льготных кредитов. Оптимизация объектов водной инфраструктуры производится в ограниченном объеме: гидротехнические работы сводятся к профилактическому ремонту опасных частей сооружений и предотвращению аварий на водозаборах и плотинах. При реализации этих условий, через три-четыре года ситуация может стать взрывоопасной.
В продолжение кризисного сценария возможен сценарий «Национальный приоритет». Если ситуация в секторе настолько ухудшится, ее разрешение станет национальным приоритетом и будет осуществляться «в ручном режиме». При таком развитии событий последует централизация компаний сектора и ставка на единственную форму государственно-частного партнерства — концессии. Это приведет к доминированию на рынке нескольких крупных игроков, аффилированных или полностью подконтрольных государству.
Предпосылки для реализации сценариев
Михаил Козельцев, главный научный сотрудник Института экономики природопользования и экологической политики НИУ ВШЭ, обратил внимание на падение доли инвестиций в водное хозяйство в общем объеме капитальных затрат, что свидетельствует о недостаточной инвестиционной привлекательности данного сектора.
Водный сектор демонстрирует стойкую отрицательную динамику: расходы превышают доходы, и главная причина — тарифная политика, изношенность основных фондов (60—70-е годы), рост аварийности систем, сказал Сергей Сиваев, профессор Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, управляющий директор федерального центра проектного финансирования Внешэкономбанка. Доля государства растет, запрещено приватизировать основные фонды, идет централизация водоканалов на уровне областей.
По мнению Анастасии Лихачевой, заместителя директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, государство не создает условий для модернизации водного сектора и налаживания в нем инновационного процесса. Капитальные инвестиции не приводят к росту дохода. Привлечение иностранных компаний — разработчиков технологий, в первую очередь китайских, может затормозить отечественные НИОКР.
Анастасия представила в докладе критические для России решения, реализуемые на разных горизонтах планирования. Так, в ближайшие 3-5 лет ключевыми вызовами будут рост задолженности компаний ВХК и рост числа аварий в секторе. Соответственно, нужны механизмы работы с просроченной задолженностью, разработки для контроля утечек (сенсоры) и комплексные информационные системы, позволяющие, в том числе, повышать энергоэффективность.
Более детальные линейки продуктов и сервисов эксперт описала в привязке к рассмотренным ранее сценариям. Так, при мобилизационном сценарии будут внедряться проверенные энергоэффективные сервисы, позволяющие очищать воду локально и минимизировать риски. При консервативном — средства мониторинга протечек. Инновационный сценарий позволит осуществить гораздо больший объем инвестиций: например, на разработку и массовое внедрение замкнутых мембранных систем очистки и систем биоконтроля.
Планировать на долгий горизонт
Страны с развитой экономикой при модернизации водного хозяйства применяют не только технологические, но и инфраструктурные инновации. В частности, в странах ОЭСР и АТЭС вводят прогрессивные тарифы на воду, гибкую систему контрактов, когда при оплате учитывается фактор экономии воды, а также те или иные водно- и энергоэффективные решения.
Проблема перехода граждан к новым паттернам водопользования, предполагающим экономию воды, актуальна для многих стран. Она связана, в первую очередь, с низкими тарифами, но также с определенными образовательными и социальными установками, считает Дэниел Склэрьё из Научно-образовательного центра в области окружающей среды Университета Джорджа Мейсона (США). Вовлечение широкого круга заинтересованных сторон, включая граждан, является значимым фактором развития устойчивых систем водоснабжения.
При долгосрочном планировании развития сектора важны инструменты международной интеграции. Как складываются отношения между странами в сфере водопользования, проанализировала на примере «пятерки» БРИКС Анумита Рай, Strategic Foresight Group (Индия). Индийские эксперты разработали систему количественной оценки трансграничного сотрудничества (исследование охватило 219 кейсов взаимодействия), ранжировав страны по коэффициенту сотрудничества в водной сфере (от 0 до 100). Россия получила высший балл.
Трансграничное водное сотрудничество регулируется рядом международных документов, напомнил Бо Либерт, региональный советник по окружающей среде, Европейская экономическая комиссия ООН. Среди них он выделил Конвенцию ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Конвенция по трансграничным водам). Более 250 экспертов из 50 стран подготовили руководство по управлению водными ресурсами и адаптации к изменению климата, мониторингу состояния трансграничных рек, озер и подземных вод, управлению рисками, связанными с трансграничными наводнениями и подземными водами.
Подводя итоги дискуссии о сценариях развития водного сектора, среди ключевых трендов участники отметили: усиление государственно-частного партнерства и трансграничного сотрудничества в сфере водного хозяйства, а также необходимость более гибкого регулирования тарифов на воду.
Лилиана Проскурякова, Илья Кузьминов, Елена Кызынгашева