Новый порядок разработки программ инновационного развития усиливает вес инноваций в госкомпаниях
2 июля в Высшей школе экономики прошло публичное обсуждение новых методических указаний по разработке программ инновационного развития (ПИР) государственных компаний. Они были актуализированы Минэкономразвития России вместе с Открытым правительством при участии НИУ ВШЭ и одобрены в апреле 2015 года Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. Обновленный регламент повышает значение корпоративных инноваций и — через введение инновационных KPI — усиливает мотивацию топ-менеджмента.
Обсуждение прошло под эгидой Минэкономразвития России и Клуба директоров по науке и инновациям и организовано Центром взаимодействия с органами власти, институтами развития и компаниями Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. За круглым столом собрались руководители профильных департаментов федеральных министерств, институтов развития и подразделений, ответственных за научно-технологическое и инновационное развитие таких крупнейших российских компаний, как «Газпром», «Ростех», «Росатом», «Зарубежнефть», «Ростелеком», «Русгидро», РЖД, ОРКК, «Аэрофлот», «Алроса», РЕНОВА и др.
Презентации участников: Андрей Полозов-Яблонский | |||||||
Видеозапись круглого стола идет 3 часа 15 минут |
В какой мере программы инновационного развития стали для компаний реальным инструментом стратегического планирования и управления? С этого вопроса начал дискуссию ее модератор Леонид Гохберг, первый проректор, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Обобщенный анализ итогов реализации программ инновационного развития с 2011 года и лучших практик управления инновациями в российских госкомпаниях будет представлен в совместном аналитическом докладе Минэкономразвития, РВК и Высшей школы экономики, который выйдет в ближайшие месяцы.
Артем Шадрин, директор Департамента социального развития и инноваций Минэкономразвития России, прокомментировал главные изменения нормативной базы, регламентирующей разработку и реализацию программ инновационного развития. Смысл новаций в том, чтобы усилить содержательную сторону этих программ и влияние компаний на инновационную экосистему и экономику в целом. Многие госкомпании прежде практиковали достаточно формальный подход к ПИР. Они, в частности, включали в них общеэкономические показатели деятельности, фактически не имевшие отношения к инновациям, посетовал Артем Шадрин.
Новый регламент обязывает компании учитывать в ПИР ключевые стратегические документы национального уровня (в частности, Прогноз научно-технологического развития России на период до 2030 года, актуализируемую в настоящее время Стратегию инновационного развития РФ на период до 2020 года, дорожные карты развития новых отраслей, утвержденные Правительством РФ в 2013 году, а также документы, формируемые в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ)) и встраивать их в систему корпоративного управления во взаимосвязи с долгосрочными программами развития. Усиливается акцент на проектное управлениеи утверждается приоритет инвестиций в российские технологии и инновационную продукцию (через систему госзакупок, проведение офсетных сделок, совместные исследования с вузами и научными организациями, вовлечение малого и среднего бизнеса и др.).
Актуализированные рекомендации по разработке ПИР во многом основаны на результатах исследований, проведенных Высшей школой экономики и институтами развития и выявивших «узкие» места в их реализации. Как рассказал директор Центра взаимодействия с органами власти, институтами развития и компаниями ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Михаил Голанд, в ходе выполненного ВШЭ опроса среди основных проблем руководители инновационных подразделений компаний отметили чрезмерный объем предоставляемых по запросам госорганов отчетных материалов. Предложение эксперта перейти к новой модели взаимодействия представителей органов власти и инновационных подразделений госкомпаний, предполагающей акцентирование работы созданных при профильных министерствах и ведомствах рабочих групп на решении наиболее актуальных проблем компаний, препятствующих их эффективному инновационному развитию, нашло горячий отклик у аудитории.
Для компаний новый регламент не носит жесткий характер и положение их не ухудшит, неоднократно подчеркивал Артем Шадрин: «Мы всегда оставляем возможность за компанией, с учетом специфики ее деятельности, обоснованно указать, почему тот или иной пункт методических указаний не был реализован». Однако советовал четко следовать тем пунктам, которые имеют привязку к календарю. В частности, Артем Шадрин рекомендовал представителям компаний, не дожидаясь утверждения их ПИР (важно: срок их актуализации продлен до 1 апреля 2016 года), успеть провести технологический аудит до 15 ноября 2015 года. В отношении утверждения инновационных KPI для руководителей госкомпаний сроки также остались прежними.
Евгений Кузнецов, заместитель генерального директора – директор проектного офиса ОАО «РВК», привел результаты проведенного институтами развития аудита реализации ПИР шести госкомпаний, который обнаружил системный сбой между инновационным контуром и основными стратегическими планами развития компаний. Острой проблемой Евгений Кузнецов назвал «пропасть» между российскими разработками и спросом на них со стороны компаний. Госкорпорации не готовы к модели «открытых инноваций», предпочитая in-house, или же заинтересованы закупать уже готовые системные интегрированные решения — как правило, западные. Пакет рекомендаций РВК для госкомпаний, направленный на то, чтобы преодолеть эту «пропасть», включал, в частности, создание корпоративных венчурных фондов и собственных системных интеграторов, максимизацию полезных эффектов уже действующих инструментов стимулирования инноваций (это — кластеры, технологические платформы, акселераторы, инжиниринговые центры). Однако при работе с имеющимися инструментами заметен дефицит взаимного целеполагания и формирования взаимоувязанных приоритетов развития, считает Евгений Кузнецов. Генеральный директор и председатель правления ОАО «РВК» Игорь Агамирзян в ряду новых инструментов стимулирования инноваций отметил вытягивающие проекты и Национальную технологическую инициативу. Руководители РВК, которая назначена проектным офисом НТИ, призывали госкомпании активно подключаться к формированию в рамках НТИ дорожных карт, а не только учитывать их в своих программах инновационного развития.
О еще одном инструменте — недавно созданном Фонде развития промышленности — рассказал Семен Мушер, заместитель директора фонда. В качестве «единого окна поддержки промышленных предприятий» фонд предоставляет компаниям льготные займы, оказывает консультативную и информационную поддержку, в том числе по реализации ПИР.
Андрей Зюзин, управляющий директор Фонда «ВЭБ – Инновации», председатель правления Клуба директоров по науке и инновациям, заострил вопрос о поддержке рисковых проектов, которые нередко попадают в поле зрения надзорных органов. О том, что госкомпании боятся включать в свои программы инновационного развития «ненадежные» проекты, говорил и Григорий Сенченя, помощник Министра сельского хозяйства РФ.
Не будет ли правильнее, предположил Леонид Гохберг, если защищать ПИР в органах власти будут не руководители инновационных подразделений компаний, а заместители генеральных директоров? Возможно, это будет стимулировать топ-менеджмент лучше вникать в инновационную проблематику и оценивать значение этого блока.
В этом ключе высказал идею Александр Каширин, заместитель председателя НТС ГК «Ростех». Он предложил провести стратегическую сессию для руководителей госкомпаний, чтобы ознакомить их с новыми подходами и трендами в сфере управления инновациями.
Представители компаний активно участвовали в обсуждении нового регламента по ПИР, обменивались накопившимися вопросами и проблемами их разработки и реализации. Отмечали необходимость защищать «инновационные бюджеты» (часто одними из первых подпадают под секвестирование) и то, что экспертиза инновационных проектов и ПИР должна быть не бременем для компаний, а механизмом конструктивной обратной связи по вопросам их долгосрочного стратегического развития. На важный вопрос обратил внимание Михаил Аким, директор по стратегическому развитию ABB Russia: какие ключевые компетенции должны иметь эксперты по инновациям в компаниях, а также внешние эксперты, оценивающие качество программ по заказу органов власти? По его наблюдениям, в госкомпаниях за рынки и за технологии отвечают, как правило, разные сотрудники.
Во время и после круглого стола многие участники делились впечатлениями в соцсетях. Их можно обобщить в записи из фейсбука Андрея Овчинникова, руководителя направления департамента управления инновациями ОАО «Ростелеком»: «Прямая и, на наш взгляд, эффективная дискуссия! Коллеги, чаще надо обсуждать развитие инноваций в таком ключе!»
Подготовили Елена Гутарук и Михаил Гершман
Фото: Дарья Климашева
См. также публикации в СМИ:
Инновации ищут большей доли в бюджетах компаний с госучастием («Ъ», 03.07.2015)
Невесомые инновации (STRF.ru, 06.07.2015)