• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Деловой климат в сфере услуг во II квартале 2015 года

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ выпустил информационно-аналитический материал, характеризующий деловой климат в сфере услуг Россииво втором квартале 2015 года.

Эксперты констатировали, что спад деловой активности на рынке услуг продолжается. Некоторое улучшение настроений предпринимателей по сравнению с предыдущим кварталом носит исключительно сезонный характер и не может свидетельствовать о системном улучшении бизнес-климата в этом секторе экономики.

Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ), основной показатель обследования, интегрально характеризующий деловой климат на рынке услуг, вырос относительно предыдущего квартала на 11 п. п., однако не смог выйти за пределы зоны отрицательных значений, остановившись на отметке (-1)%. При этом значение ИПУ в годовом интервале снизилось на 7 п. п.

Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок изменения спроса на услуги и экономического положения организаций в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом, а также ожидаемого изменения спроса на услуги в следующем квартале; в процентах.

Такая динамика индикатора свидетельствует о неблагоприятном деловом климате в сфере услуг в целом, несмотря на определенное сезонное оживление в некоторых ее сегментах. Очевидно, что при возможности элиминирования сезонных флуктуаций проявился бы отчетливый понижательный тренд индикатора, отражающий серьезное ухудшение совокупных деловых настроений предпринимателей (проводить сезонную коррекцию результатов обследования пока не позволяет недостаточная длина динамических рядов показателей).

Положительные значения ИПУ сложились только в 5 из 14 обследуемых видов услуг, из них три имеют ярко выраженный сезонный характер динамики: туристические, санаторно-курортные и гостиничные услуги. Рост ИПУ в годовом интервале был отмечен только в двух видах услуг: санаторно-курортных учреждений и ломбардов. В первом случае это можно только приветствовать, хотя благополучие российских курортов в значительной степени обеспечивается обвалом зарубежного туризма. Однако повышенная активность ломбардов по понятным причинам имеет лишь негативную окраску.

Продолжение спада деловой активности в сфере услуг объясняется, прежде всего, перманентным сокращением платежеспособного потребительского спроса. Реальные располагаемые денежные доходы населения сокращаются уже 7 месяцев подряд, причем эта тенденция в последнее время только усиливается; реальная заработная плата работающего населения снижается ускоренными темпами. В текущем году финансовые ограничения осложнились ростом напряженности на рынке труда – начиная с февраля 2015 г., статистика фиксирует рост безработицы в стране. Прогнозы предпринимателей на III квартал 2015 г. формально можно назвать позитивными: балансы оценок ожидаемого изменения всех основных показателей деятельности имеют положительные значения. Однако анализ их динамики за последние два года с учетом влияния сезонного фактора свидетельствует об очевидном росте пессимизма респондентов.

Таким образом, сфера услуг, еще полтора года назад выступавшая драйвером экономического роста, сейчас функционирует в общем русле рецессионного развития национальной экономики. При этом, в отличие от производственного сектора, она не получает поддержки со стороны государства, не имеет практически никакой выгоды от колебаний валютного курса и импортных ограничений, не может работать «на склад» и жестко зависит от состояния потребительского спроса, который продолжает падать. К сожалению, одним из основных отличий сегодняшнего кризиса от предыдущего (2008–2009 гг.), по-видимому, будет более долгое восстановление реальных денежных доходов населения. Соответственно, высокая зависимость сферы услуг от платежеспособного спроса населения не даст отрасли выйти из депрессии быстрыми темпами.

Бюллетень «Деловой климат в сфере услуг во II квартале 2015 года» (PDF, 1.49 Мб)