• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Форсайт-курсы в Манчестере: эволюция участия экспертов Вышки

Ежегодные форсайт-курсы в Манчестерском университете проводятся с 1999 года и считаются одними из наиболее престижных и важных для исследователей будущего. В июле 2015 года двух сотрудников Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, ранее слушателей курсов, пригласили в качестве преподавателей.

Александр Чулок, заместитель директора Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:

Уже больше 10 лет на курсах в Университете Манчестера проходят обучение сотрудники ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Одним из первых на них отправился директор нашего Форсайт-центра Александр Соколов. Всего за это время там побывали более 15 сотрудников Вышки.

Два года назад мы с моей коллегой Любовью Матич поехали слушателями, однако когда в ходе групповой работы организаторы узнали о наших текущих проектах по форсайту, то предложили рассказать про это всей аудитории. Это был первый случай на курсах, когда формально «студент» выступил «лектором». В этом году мы с Константином Вишневским отправились в Манчестер уже не как ученики, но как преподаватели. Нам доверили провести специальный блок по двум темам — об использовании форсайта в интересах ключевых стейкхолдеров и о технологических дорожных картах. Мы представили обзор теории и лучшие практики. А в формате деловой игры слушатели, что называется «руками» прощупали, как надо строить карты, каких ошибок избегать и, главное, как использовать результаты этой работы для принятия решений. После практических занятий многие коллеги переосмыслили свои подходы к формированию форсайтов, по-другому посмотрев на систему принятия решений с опорой на их результаты. Скажем, сканируя потребности клиента (например, это министерство), надо понимать, какие у него задачи, в чем его мандат. Важно предугадывать (а хороший форсайт всегда должен предугадывать) те проблемы, с которыми может столкнуться заказчик, и предлагать их решения, чтобы действовать на опережение.

Каждый год на форсайт-курсы в Манчестере съезжаются около 20 человек. В последнее время много экспертов из стран БРИКС, Южной Кореи, Китая, Тайваня, Бангладеша. В нынешнем году в «студентах» были в основном практики — сотрудники министерств, компаний, научных институтов, в частности, коллеги из KISTEP (это ведущий в Корее институт в области научно-технической политики и форсайта) и Национального центра государственной научно-технической экспертизы (Казахстан), были специалисты из Барбадоса, Танзании.

Наши слушатели очень заинтересовались концепцией интерактивных технологических дорожных карт, которую разрабатывает Форсайт-центр. Спрашивали, как мы используем этот инструмент для анализа развития и определения перспективных разработок в области  здравоохранения, нанотехнологий, управления водными ресурсами, безопасности и др.

Еще мы горячо обсуждали подходы к формированию национальных долгосрочных прогнозов, как более активно вовлекать в эту работу широкий круг специалистов, привлекать международную экспертизу, эффективнее выстраивать научно-техническую политику с опорой на форсайт. Договорились продолжить эти дискуссии на ежегодной осенней конференции Высшей школы экономики по форсайту, которая традиционно собирает более 100 ведущих исследователей будущего. Деятельностью нашего Форсайт-центра все больше и больше интересуются разные страны. например, совсем недавно к нам приезжали коллеги из Бразилии и Вьетнама.

 

Константин Вишневский, заведующий отделом частно-государственного партнерства в инновационной сфере ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:

Мы показали на конкретных примерах интегральных дорожных карт в области нанотехнологий, какие качественные и количественные методологии важно использовать при их разработке, потом провели деловую игру. В ходе нее слушатели создавали свои дорожные карты по устойчивому развитию, пытаясь выделить четыре слоя — технологии, продукты, рынки и тренды, и установить между ними связи. Начинали с важнейших трендов — в кратко-, средне- и долгосрочном периоде. Далее в привязке к этим горизонтам выделяли важнейшие рынки. Для каждого рынка определяли ключевые инновационные продукты. Следующий уровень — технологии, которые должны быть связаны с конкретными продуктами.

После игры мы анализировали допущенные ошибки и предложили участникам свои рекомендации. В частности, у некоторых групп было так: технологии разрабатываются в 2017 году, а продукт, для производства которого они используются, выходит на рынок в 2016-м. Понятно, что есть разные точки зрения: одну и ту же технологию кто-то относит к 2017-му году, кто-то — к 2019-му, шли бурные обсуждения. Но в конечном счете, когда карта готова, надо обязательно перепроверить ее связность под углом цепочки «технологии — продукты — рынки — тренды», понимая, что продукт не может выйти на рынок раньше, чем будет создана технология, необходимая для его производства.

Еще бывает так: в карте выделены разные уровни, слои, которые, к сожалению, никак не взаимосвязаны. Или разработчики идут либо от технологий, либо от рынков (technology push/market pull) — и то и то однобокий подход: видеть лишь то, что могут произвести различные организации, не думая, кто это будет покупать; либо выделять некие продукты, говоря, что они будут пользоваться спросом, совершенно не заботясь о том, есть ли технологические заделы, чтобы их произвести.

Наш подход — комбинированный: интеграция technology push и market pull. С одной стороны, мы анализируем, что будет востребовано на рынке в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе, с другой — смотрим, какие производственные возможности и другие ресурсы есть для того, чтобы продукт нашел своего покупателя. Надеюсь, после наших курсов и деловой игры у слушателей сложилось четкое представление, как прочертить к рынку всю цепочку.

Эту методологию создания дорожных карт Вышка зарегистрировала в качестве ноу-хау. Мы регулярно ее обсуждаем на международных форумах, и все признают, что это хороший новаторский подход. Например, в начале апреля мы с Оздчаном Саритасом были в Лондоне на заседании рабочей группы ОЭСР, посвященном дорожным картам. Познакомились там с Робертом Фаалем (Robert Phaal), ведущим методологом в области дорожных карт в мире. Узнав, что мы являемся одними из разработчиков данной методологии, он признался, что представляет ее на своих лекциях как пример лучшей мировой практики и сам использует некоторые наши приемы. Для нас это определенно знак, что работаем не напрасно, что наши результаты востребованы не только в России, но интересны мировому научному сообществу.

 

Надежда Микова, научный сотрудник Отдела частно-государственного партнерства в инновационной сфере ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:

Курсы шли пять дней, при достаточно плотном графике. Первая половина дня — теория, вторая  — интенсивная практика. Все участники разбились на команды, и в течение всех курсов готовили проекты по определенной тематике. Практически все команды выбрали проекты, связанные с вопросами устойчивого развития. Наша команда с нуля реализовала форсайт-проект на тему «Влияние изменения климата на здоровье людей». В ней мы выделили две ключевые проблемы — обеспечение населения продовольствием и чистой водой. Сфокусировав внимание на управлении водными ресурсами, рассмотрели драйверы трендов с точки зрения разных групп стейкхолдеров: общества, государства, компаний и некоммерческих организаций. Весь второй день курсов был посвящен методикам выявления трендов, «слабых сигналов» и «джокеров». Лектор — а это был Оздчан Саритас, ведущий научный сотрудник Лаборатории исследований науки и технологий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и научный сотрудник Института инновационных исследований Университета Манчестера — презентовал еще одну методологию Вышки, которую мы в настоящее время используем в проекте по мониторингу глобальных технологических трендов.

Кроме основной, была очень интересная культурная программа. Нас водили на текстильную фабрику Quarry Bank Mill, построенную еще в XVIII веке. Как известно, именно с текстильных производств началась мировая промышленная революция, и Манчестер был ее важным центром. Именно тут была построена одна из первых железных дорог в мире. А сейчас Манчестер — один из самых оживленных студенческих городов Великобритании.

См. также: новость на портале НИУ ВШЭ