• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Деловой климат в розничной торговле в III квартале 2015 года

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ представил информационно-аналитический материал, характеризующий состояние делового климата организаций розничной торговли в III квартале 2015 г. и ожидания на IV квартал. Приведенные данные базируются на результатах опросов около 4000 руководителей торговых организаций, ежеквартально проводимых Федеральной службой государственной статистики.

Результаты конъюнктурного опроса за III квартал не позволяют констатировать дальнейшую стабилизацию делового климата в сегменте розничной торговли, наметившуюся по итогам I полугодия текущего года. В анализируемом периоде замедление экономической активности возобновилось, обнулив краткосрочные позитивные достижения и возможность разворота тренда к росту в ближайший отчетный квартал.

Индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок уровня складских запасов (с обратным знаком), изменения экономического положения в текущем периоде по сравнению с предыдущим и ожидаемого изменения экономического положения в следующем периоде, в процентах.

Фиксируемые тенденции по-прежнему демонстрируют высокую зависимость динамики российской розницы от макроэкономической ситуации и сохраняющихся кризисных настроений потребительского сектора. В результате сводный индикатор обследования — индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) — отреагировал возвратом к рубежу критических значений, просев с +4% до +1%. 

Процесс функционирования ритейла в сложившихся экономических условиях оказался чрезвычайно сложен для предпринимателей. Экономическо-политическая турбулентность обусловила социальный стресс, после которого потребуется длительный период адаптации к новым реалиям. По итогам текущего года большинство предпринимателей ожидают дальнейшего снижения деловой активности в секторе розничной торговли. По всем центральным показателям торгового процесса впервые за всю историю проведения обследований (с 1998 года) респондентами были даны самые низкие оценки развития бизнеса на краткосрочную перспективу, что исключает позитивные коррективы траектории торговли.

Бюллетень «Деловой климат в розничной торговле в III квартале 2015 года» (PDF, 1.17 Мб)