• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Инновационные кластеры сближаются с НТИ

Вовлекать высокотехнологичные малые и средние компании в крупные федеральные проекты по стимулированию инноваций непросто. Как синхронизировать инструменты Национальной технологической инициативы (НТИ) и программы поддержки кластеров, обсудили на форуме «Экосистема инноваций», который прошел 10–11 декабря 2015 года в Сочи.

Участники экспертной дискуссии «Кластеры как инструмент поиска и реализации инновационных проектов», которую модерировал заведующий отделом кластерной политики, руководитель Российской кластерной обсерватории ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко, обменялись мнениями по таким вопросам:

  • Как увязать кластерный подход с инструментами поиска и запуска «прорывных» проектов?
  • Как меняются требования к дизайну программ поддержки кластеров при ориентации инновационной политики государства на рынки будущего и возникающие индустрии?
  • Чего критически не хватает на текущем этапе господдержки?
  • Как методологически и организационно наладить работу НТИ, чтобы наиболее полно раскрыть потенциал развития инновационных кластеров в регионах России?

На данном этапе реализации НТИ вовлечение в ее проекты кластеров многие эксперты оценили как фрагментарное. И нашли тому несколько причин:

  1. Кластеры и НТИ преследуют близкие цели: объединение для разработки и реализации инновационных продуктов. Однако на практике применяют разные подходы к их достижению: поддержка будущего против поддержки настоящего; ориентация на национальных чемпионов против ориентации на развитие регионов; прорывные продуктовые проекты против развития среды и инфраструктуры; горизонт 2030 года против привязки к политическим циклам региональных властей.

  2. Участие как в кластерах, так и в НТИ связано с транзакционными издержками для компаний, которые умножаются при совмещении этих форматов. На это накладывается трудность оценки получаемых преимуществ. Отдача от применения сложных инструментов, предполагающих частно-государственное партнерство, как правило, отложена во времени. Как показывает зарубежный опыт, эффекты от кластерной политики появляются через десятилетие с начала ее реализации. Де-факто многие управляющие компании отечественных кластеров еще только налаживают работу с участниками (информирование, конструирование проектов). С другой стороны, окончательно оценить результативность НТИ можно будет ближе к 2035 году, при этом отделить эффект этой инициативы от множества других факторов вряд ли окажется возможным.

  3. Текущий дизайн программ поддержки пилотных инновационных кластеров и НТИ формально не стимулирует взаимную синхронизацию. В методических рекомендациях по разработке программ развития инновационных кластеров не проглядывается тематика долгосрочного научно-технологического прогнозирования до горизонта 2035 года, как и терминология рынков будущего, форсайт-исследований, возникающих индустрий и т.п. Проекты кластеров направлены на закупку оборудования, повышение квалификации, организацию бизнес-миссий и пр.; проекты «консорциумного» типа, предполагающие создание нового продукта либо совместные исследования и разработки на предконкурентной стадии, практически не видны. В свою очередь, идеология НТИ также не выделяет какой-то особой роли кластеров, ассоциаций, регионов. Инструменты поддержки проектов в рамках дорожных карт НТИ пока не определены, что затрудняет привлечение к этой инициативе профессиональных сообществ. 

Повысить эффективность инновационных кластеров в контексте развития НТИ участники экспертной дискуссии предложили таким образом:

  1. В части развития НТИ не только выявить, какие рынки будут определены как наиболее перспективные к 2035 году, но и наметить конкретные инструменты поддержки, которые будут использованы в настоящем для достижения целевых ориентиров. Помимо новых инструментов, которые только обсуждаются (в частности, проектные консорциумы), необходимо понятным образом обеспечить синхронизацию текущих мер государственной поддержки, в том числе программы развития инновационных кластеров.

  2. Синхронизация НТИ и программ поддержки кластеров должна быть мягкой, т.е. только в тех областях, где есть взаимодополнение. Кластеры могут играть более значительную роль на этапе актуализации дорожных карт НТИ и их реализации.

  3. Оптимизировать существующие механизмы поддержки кластеров, в том числе: а) усиливать роль компаний и университетов; б) при разработке программ развития кластеров включать требования по анализу глобального контекста в логике НТИ; в) поддерживать «прорывные» проекты, обеспеченные спросом, имеющие внебюджетное софинансирование; г) делать дополнительный акцент на мерах по совершенствованию стандартов / институтов в рамках программ развития кластеров.

По результатам обсуждения эксперты выявили четыре преимущества взаимодействия кластеров и групп НТИ.

Кластер — коммуникационный хаб: повышает репрезентативность участников дорожных карт НТИ, уменьшает риски «междусобойчика» и лоббирования наиболее активных игроков на «рынках» господдержки. 

Кластер — площадка для обмена информацией и поиска новых возможностей:  участники одного и того же кластера могут принимать участие в разработке и реализации разных карт НТИ. 

Кластер — точка сборки сложных «консорциумных» проектов, возникающих вокруг НТИ.

Кластер — площадка для «приземления» проектов НТИ: в рамках разработки дорожных  карт НТИ нередко нужна специальная среда для испытания или внедрения новых технологий или продуктов. Например, использование беспилотников в качестве курьеров требует перестройки городского пространства, которую целесообразно предпринять в местах локализации предприятий-разработчиков, т.е. в одном из авиастроительных кластеров.

Кроме этой дискуссии, представители ИСИЭЗ НИУ ВШЭ — директор центра взаимодействия с органами власти, институтами развития и компаниями Михаил Голанд и Евгений Куценко — еще приняли участие в круглом столе «Опорная инфраструктура для развития новых рынков» и панельной дискуссии «Управление инновационными экосистемами регионов: инструментарий повышения эффективности».

Подготовили: Евгений Куценко, Екатерина Исланкина