• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Семинар Джонатана Линтона "Реальные опционы как средство поддержки принятия решений в области научно-технической и инновационной политики"

5 марта в НИУ ВШЭ состоялся семинар профессора Университета Оттавы, главного редактора журнала Technovation Джонатана Линтона "Реальные опционы как средство поддержки принятия решений в области научно-технической и инновационной политики", организованный Лабораторией экономики инноваций Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

В ходе семинара были рассмотрены возможности использования модели Блэка-Шоулза и теории опционов при принятии инновационных решений.

В начале  выступления Дж. Линтон обратил внимание слушателей на  ограничения в использовании модели Блэка-Шоулза. Модель, с помощью которой эффективно определяют цену европейских опционов, неприменима к оценке исследовательских проектов. Это происходит, во-первых, потому, что акции, которые могли бы соответствовать исследовательским проектам, не торгуются на рынке. Во-вторых, в настоящее время не существует инструментов, дающих возможность  определить текущую стоимость исследовательского проекта.

Динамика финансирования тех или иных исследовательских проектов во многом зависит от интересов правящих кругов. Примером может служить проект по созданию Конвертоплана V-22 Osprey — летательного аппарата с поворотными винтами, работающими при взлёте и посадке на подъём, а в горизонтальном полёте — на тягу. В проект, стартовавший в конце 1985 г., в период правления Р. Рейгана вкладывалось 25–30 млрд долл. в год. Однако с приходом к власти Дж. Буша-старшего, финансирование V-22 Osprey практически прекратилось, поскольку  администрация Буша не сочла проект успешным. В 1990–1995 гг. вложения составляли всего 5–7 млрд долл. в год. После избрания Б. Клинтона ситуация кардинально изменилась: правительство вновь заинтересовалось созданием V-22 Osprey, и в 1995 г. на разработку и строительство конвертопланов было выделено 52 млрд долл. Несмотря на это, в последующие годы поток инвестиций сократился до 40 млрд. долл. в год и к уровню вложений 1995 г. вернулся лишь в 2006 г. в период президентства Дж. Буша младшего. Динамику финансирования проекта V-22 Osprey точнее всего отражает процесс так называемого случайного блуждания (random walk). Схожей динамикой харкктеризуются и другие крупные исследовательские проекты, которые оказываются непривлекательными в силу высокой сложности оценки их рыночной стоимости и рисков.

Несмотря на трудности использования, модель Блэка-Шоулза при оценке стоимости исследовательских проектов даёт больше информации, чем применение моделей рентабельности расчета инвестиций, основанных на чистом приведенном доходе. Вместе с тем распределение Коши описывает стоимость исследовательских проектов точнее, чем Гауссовское (которое используется в модели Блэка-Шоулза).

По мнению Линтона, решение этой проблемы существует. Как объясняет эксперт, для оценки стоимости исследовательских проектов хорошо подходят «нетрадиционные» модели опционов, а для определения стоимости патентов профессор предлагает использовать модель составных опционов.

Если перед инвестором стоит задача финансирования нескольких исследовательских проектов, то в этом случае наиболее оптимальной будет стратегия «максимума-минимума» (max-min option), то есть вкладывания средств в проекты с более высокой отдачей. Однако для успешной реализации такой стратегии инвестор должен оценить риски и заранее предвидеть все возможные «развилки» в динамике прибыльности управляемых проектов.

В целом, подытожил Линтон, применение моделей, используемых в оценке финансовых инструментов, для определения стоимости исследовательских проектов зачастую оказывается неэффективным. Это обусловлено тем, что результаты научной деятельности в большинстве случаев нельзя оценивать исключительно с точки зрения их экономической выгоды. При оценке отдачи от исследовательских проектов, по мнению выступавшего, необходимо мыслить категориями общественной или социальной выгоды.

Материал подготовил Максим Коцемир

Материалы семинара