• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Реформирование инновационной системы как основа экономического подъема Китая

18-20 июня 2012 г. в НИУ ВШЭ с лекциями на тему «Эволюция инновационной системы Китая – внутренние реформы и глобальная интеграция» выступил профессор Университета Цинхуа (Tsinghua University) Сюэ Лань (Xue Lan). Он рассказал о национальной инновационной системе (НИС) Китая и динамике социально-экономических условий XX - начала XXI вв., в которых происходило ее развитие.

Доктор Сюэ - декан Школы государственной политики и управления (School of Public Policy and Management), исполнительный вице-президент Академии исследования развития XXI века (Development Research Academy for the 21st Century), директор Китайского института научно-технической политики в Университете Цинхуа (China Institute for Science and Technology Policy) и адъюнкт-профессор Университета Карнеги-Меллон (США) (Carnegie Mellon University). 

Обращаясь к истории, С. Лань отметил, что первые попытки преодолеть технологическое отставание Китая от стран Запада были предприняты в середине XIX века. Тогда китайские власти инициировали массовое обучение молодежи за рубежом; создали в 1895 г. университет в Тяньцзине; несмотря на политические потрясения, продолжали развиваться систему профессионального образования.

После образования Китайской Народной Республики в 1949 г. инновационная система страны стала более централизованной. С этого момента за фундаментальные исследования отвечала Китайская Академия Наук; за прикладную науку, отраслевые и региональные  институты, развитие человеческого капитала –  университеты; за разработками – предприятия. Число университетов варьировало от года к году. Однако в итоге вся эта система стала полностью  государственной  и  ориентированной на технические специальности.

В 1950 г. началась разработка «Плана развития науки и технологий на период 1956 – 67 гг.». К проекту было привлечено свыше 600 ученых; для его выполнения потребовалось создание новых институтов. Формирование и реализация следующего плана на 1963 – 72 гг. был прервано  в связи с начавшейся «Культурной революцией».

Собственные достижения новых китайских предприятий в сфере исследований и разработок (ИиР) были невелики. Значительную роль в развитии промышленности Китая сыграла передача технологий западными  (до 1949 г.) и восточноевропейскими партнерами (с 1949 по 1960-е гг.).

1979 г. ознаменовался началом масштабных социально-экономических реформ. Переход к открытой рыночной экономике повлек за собой быстрый рост обрабатывающей промышленности и сферы услуг, увеличился оборот международной торговли, повысилась привлекательность страны для зарубежных инвесторов. Одновременно происходили институциональные изменения – реформирование административной и правовой систем,  антикоррупционные кампании и т.п.

Профессор Сюэ выделил три волны изменений, которым подверглась китайская НИС за последние тридцать лет. Первая прошла в  1980-е годы. В 1985 г. правительство инициировало реформу системы государственных исследовательских институтов с целью усиления их роли в  развитии страны. Началось постепенное сокращение государственного финансирования. Были реализованы  новые программы в сфере ИиР, основанные на конкуренции и селективности; внедрены современные  подходы к управлению исследовательскими организациями; сформированы платформы для трансфера технологий и стимулирования исследователей к предпринимательской деятельности и т.д.Кроме того,  для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческих моделей были   созданы специальные экономические зоны; поддержано массовое обучение  ученых и студентов  за рубежом.

Вторая волна продолжалась  до середины 2000-х гг. В этот период были определены институциональные роли субъектов НИС. Основные усилия направлялись на стимулирование выхода на рынок государственных исследовательских институтов, развитие университетов, поддержку бизнеса, повышение публикационной активности ученых и привлечение в страну исследовательских центров транснациональных компаний. В итоге заметно выросли доля промышленности в финансировании ИиР (до 72.3% в 2007 г.), количество статей китайских ученых, опубликованных в соавторстве с зарубежными коллегами, а также число специалистов, получивших высшее образование.

В настоящее время, по мнению эксперта, продолжается «третья волна» изменений. На фоне ограничений экстенсивного роста экономики и развития глобальных технологических процессов для Китая все более актуальной становится задача продвижения вверх по цепочкам создания добавленной стоимости.В этой связи среди недавних политических инициатив в отношении НИС КНР, докладчик выделил:

  • смену стратегических приоритетов - от увеличения ВВП к сбалансированному росту;
  • формирование инновационной политики;
  • разработку средне- и долгосрочных планов в сфере науки и технологий;
  • развитие так называемых «стратегических возникающих отраслей».

С точки зрения профессора Сюэ в дальнейшем основными трендами инновационной системы Китая станут:

  • ориентация на внутренние потребности КНР;
  • усиление интеграции в глобальные инновационные процессы;
  • поиск баланса между различными стадиями исследований;
  • изменение ориентиров в стимулировании инновационной активности - от технологий к институтам, предложения к спросу, промышленных инноваций к сервисным.

В ходе дискуссий обсуждались вопросы, конкретизирующие текущее состояние НИС Китая. В частности, на фоне высокого удельного веса корпоративных ИиР, сопоставимого с показателями НИС развитых стран, фундаментальные исследования представляются явно недофинансированными. Кроме того, повсеместное внедрение механизмов конкуренции в ряде случаев не оправдано и не способствует росту эффективности исследовательских организаций.

Также было  отмечено, что при выборе инструментов стимулирования инноваций Китаю приходится  учитывать интересы других стран. Показательным примером  стало сворачивание государственной поддержки национальных  производителей инновационной продукции  из-за давления со стороны США и ВТО.

Материал подготовили Сергей Бредихин и  Виталий Рудь