• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Кому необходимы экологические инновации? Октябрьские семинары Клауса Реннингса

15 и 16 октября 2012 г. в НИУ ВШЭ прошли семинары доктора экономики Клауса Реннингса, эксперта с мировым именем по экологическому менеджменту, руководителя международных проектов в области контроля состояния окружающей среды и управления природными ресурсами. На первом семинаре он представил успешные практики стимулирования внедрения экологических инноваций, а также методы оценки их экономической эффективности. На втором — рассказал об эффектах, возникающих при использовании экоинноваций на предприятиях энергетической сферы.

Клаус Реннингс
Клаус Реннингс
Организовали визит Клауса Реннингса в Высшую школу экономики сотрудники Лаборатории исследований науки и технологий и Лаборатории экономики инноваций Института статистических исследований и экономики знаний.

Доктор Клаус Реннингс  — заместитель руководителя по исследованиям в области «Окружающая среда и экономика природных ресурсов, экологический менеджмент» Центра европейских экономических исследований (Германия). Свыше 10 лет руководит крупными международными проектами, в частности, EU STRATA network Blueprint («Программа интеграции науки, технологий и экологической политики»), I.Q. Tools («Индикаторы и количественные инструменты совершенствования оценки воздействия на устойчивое развитие») и др. Выполняет исследовательские проекты для Федерального министерства образования и научных исследований Германии.

В начале первого семинара д-р Реннингс поднял острый вопрос: несмотря на то, что за последние годы экоинновации «выросли» в отдельное направление исследований и для их поддержки был разработан набор политических мер, далеко не все из них в равной степени экономически целесообразны и способны внести вклад в обеспечение экологической устойчивости. Эксперт подробно остановился на основных положениях современной неоклассической теории экоинноваций и ключевых принципах политики по их стимулированию, ставящей во главу угла критерий эффективности затрат. Он также рассказал об успешном опыте Германии и Евросоюза в целом по разработке и реализации инновационно ориентированной экологической политики.

По мнению исследователя, наиболее эффективная стратегия политического стимулирования экоинноваций выглядит следующим образом:

  • инновационная политика, учитывающая факторы, характерные для экономики переходного периода, и преимущества «ведущего рынка» (страна, в которой инновации появились раньше других, обладает рядом преимуществ перед «странами-последователями»);
  • экологическая политика, предусматривающая такие меры, как торговля квотами на выбросы, субсидируемые «зеленые» тарифы (на электроэнергию, произведенную с использованием альтернативных источников энергии), программы экологической маркировки и поддержка компаний — лидеров в области внедрения экоинноваций;
  • мониторинг эффектов экоинноваций и учет различных подходов к их применению;
  • государственная поддержка реализации программы концептуальных, методологических и эмпирических исследований экологических инноваций.

 

На втором семинаре основное внимание эксперт уделил измерению эффекта от внедренных экоинноваций на уровне компаний и секторов экономики, рассказав о выполненных исследованиях в сфере энергетики и ресурсоэффективности.

Он, в частности, представил данные, полученные в рамках ежегодного обследования инновационной активности предприятий в странах ЕС (Community Innovation Survey). В ходе одного из его этапов была предпринята попытка проверить гипотезу Майкла Портера о воздействии экологического регулирования (посредством экоинноваций) на конкурентоспособность предприятий. С этой целью компании, реализующие радикальные инновации в области энергетики и ресурсоэффективности, были сопоставлены со схожими по основным параметрам компаниями, использующими улучшающие инновации. Обследуя выборку электростанций, работающих на угле, ученые попытались ответить на вопрос, являются ли радикальные инновации более экологически устойчивыми, чем улучшающие.

По итогам проекта были сделаны следующие выводы.

Во-первых, подтвердилась гипотеза Портера о том, что ресурсоэффективность влияет на общую производительность компании, одновременно приводя к дополнительным издержкам.

Во-вторых, радикальные инновации — более дорогостоящие и рискованные — не всегда экологически более устойчивы, чем улучшающие. Кроме того, существенно меняющие траекторию технологического развития радикальные инновации могут уступать в эффективности эволюционировавшим традиционным технологиям.

Материал подготовила Лилиана Проскурякова